Почему в общественных банях Древнего Рима стоял пронзительный визг?
«Да что ж такое! Ну вот откуда автор может знать о диких криках, которые раздавались в римских термах? Не на машине же времени он смотался на пару тысяч лет назад, чтобы послушать. Может быть, просто фантазия разыгралась?» — спросит дотошный читатель.
Но фантазия здесь ни при чём! А машина времени моя сломалась, и ремонт её сто́ит дорого. К счастью, есть и другие, гораздо более достоверные, источники. Если вы дочитаете до конца, то тоже будете знать, кто в общественных римских банях стонал, кто со свистом вздыхал, а кто и пронзительно визжал. И почему там раздавались все эти звуки.
А началось всё с того, что на сайте уважаемого и старейшего российского журнала «Вокруг света» мне на глаза попалась публикация с интригующим названием: «Стоял жуткий крик: археологи доказали, что гладиаторы выщипывали волосы на теле перед выступлениями».
Должен сказать, что несмотря на всё моё уважение к журналу «Вокруг света», эта его статья оказалась, мягко говоря, недостаточно точной. Дальше расскажу, почему.
Речь в статье шла о раскопках «банной базилики» в римском городе Вроксетер на территории современной Британии.
Археологи нашли там множество предметов, связанных с римскими практиками чистоплотности и красоты: стеклянные флаконы для духов и масел, стригиль (скребок для кожи), чистящие средства для ногтей, ушные совки, аппликаторы для макияжа, амулеты в виде фаллосов и глаз для защиты от зла…
Кроме того, на раскопках были найдены полсотни пинцетов для выщипывания волос. Правда, римляне выщипывали волосы не только на бровях, как это делают современные женщины. Они выщипывали их на всём теле.
Далее автор статьи делает вывод, что раз Рим славился гладиаторами, которые должны были выходить на арену, играя мускулами, и ни один волосок при этом не должен был скрывать рельеф мускулатуры, то значит гладиаторы тоже выщипывали себе волосы на теле.
Далее маленькая цитата из той статьи:
«Еще одно доказательство, которое привели археологи в поддержку своей теории, — письмо Сенеки своему другу, в котором он жаловался на шум, возникающий в общественных банях в результате удаления волос. Философ отмечал, что гладиаторы громко кричали, когда удаляли волосы подмышками «тонким выщипывателем», и эти крики никогда не прекращались, «кроме тех случаев, когда гладиатор делал свою работу и заставлял кричать кого-то другого».»
«Стоп! — подумал я. — А что гладиаторы вообще делали в общественных банях? Кто их туда впустил, да ещё и волосы на себе разрешил выщипывать?»
Ведь на арене в Древнем Риме сражались рабы, преступники и военнопленные. Была ещё категория гладиаторов-добровольцев, которые участвовали в боях за деньги. Но их правовое положение было немногим лучше, чем у рабов.
Тот же Сенека утверждал, что по своему социальному статусу гладиаторы-добровольцы стоят на той же ступени, что и торгующие своим телом женщины. Их даже нельзя было назвать полноценными римскими гражданами. И они были полностью лишены личной жизни.
До окончания контракта жизнь гладиатора-добровольца принадлежала его хозяину. Он, как и раб, даже мог быть предметом сделок. А проживали эти бойцы в школах-тюрьмах за высоким забором.
Ну и как, скажите на милость, гладиатор-раб или даже гладиатор-доброволец мог попасть в римскую общественную баню — грандиозное сооружение, где помимо собственно мытья, массажа и депиляции, можно было заняться спортом, посетить библиотеку, поучаствовать в дискуссии на политическую или на какую-нибудь другую тему.
Можно было вылечить или удалить больной зуб, поесть, выпить вина, поиграть в настольные игры. Короче говоря, любая римская терма была центром местной общественной жизни, который граждане Рима посещали каждый день.
В общем, я решил, что мне необходимо найти цитату Сенеки, на которую ссылался журнал «Вокруг света». Не буду описывать процесс поиска — это не интересно. Но в письме №56 (LVI), написанном Сенекой своему другу Луцилию (всего нашлось 124 таких письма), я обнаружил искомую цитату.
Оказывается, Луций Анней Сенека — римский философ, поэт и государственный деятель, жил над самой баней. Поэтому он знал, о чём пишет!
Во избежание неточностей, позволю себе привести цитату полностью:
«Сенека приветствует Луцилия!
Пусть я погибну, если погруженному в ученые занятия на самом деле так уж необходима тишина! Сейчас вокруг меня со всех сторон — многоголосый
крик: ведь я живу над самой баней. Вот и вообрази себе все разнообразие звуков, из-за которых можно возненавидеть собственные уши. Когда силачи
упражняются, выбрасывая вверх отягощенные свинцом руки, когда они трудятся или делают вид, будто трудятся, я слышу их стоны; когда они задержат дыханье, выдохи их пронзительны, как свист; попадется бездельник, довольный самым простым умащением, — я слышу удары ладоней по спине, и звук меняется смотря по тому, бьют ли плашмя или полой ладонью. А если появятся игроки в мяч и начнут считать броски, — тут уж все кончено.
Прибавь к этому и перебранку, и ловлю вора, и тех, кому нравится звук собственного голоса в бане. Прибавь и тех, кто с оглушительным плеском плюхается в бассейн. А кроме тех, чей голос, по крайней мере, звучит естественно, вспомни про выщипывателя волос, который, чтобы его заметили, извлекает из гортани особенно пронзительный визг и умолкает, только когда выщипывает кому-нибудь подмышки, заставляя другого кричать за себя. К тому же есть еще и пирожники, и колбасники, и торговцы сладостями и всякими кушаньями, каждый на свой лад выкликающие товар.»
Как видите, ни слова о гладиаторах, выщипывающих себе подмышки или какие-нибудь другие места. Вполне возможно, что гладиаторы в Риме всё-таки избавлялись от волос на теле. Но делали они это точно не в общественных банях.
А «тонкий выщипыватель», оказывается, это вовсе не инструмент для выщипывания, как написал автор статьи в журнале «Вокруг света», а специально обученный человек, который, по всей видимости, своим пронзительным визгом привлекал клиентов. Вот такая своеобразная реклама.
А потом депилируемые от боли кричали вместо него, пока он занимался своим любимым делом — выщипыванием подмышек. А почему выщипыватель в журнале назван «тонким» — вообще загадка!
Теперь вы знаете, какая какофония царила в римских термах. источник