Всё о чём вы еще не знали

Что? Где? Когда? Как?

Роковая женщина Полетт Годдар

Ваш отзыв

Поли всегда была не из тех, кто угождает мужу, будь он трижды гений.

Чаплину было уже под пятьдесят, и он безмерно контролировал жену, страшно ревновал и поучал. Ему нужна была заботливая жена дома, а на Полетт после триумфа «Новых времен» посыпались предложения, и она все чаще уезжала на съемки. Она делала карьеру: вела переговоры со студиями, снялась в фильмах Metro-Goldwyn-Mayer «Драматическая школа» и «Женщины», что сильно добавило ей славы. По ночам она иногда сбегала из дома и шла танцевать – одна. А наутро снимала вечернее платье, туфельки, драгоценности – и прятала в холодильник.

«Полетт весьма капризное создание. Это порой даже забавно, если только вы не сталкиваетесь с ее причудами в самое неподходящее время», – ворчал Чаплин.

И жаловался друзьям, что иногда не может находиться с женой в одной комнате – она забирает всю его энергию.

Осенью 1940 года на экраны вышел сатирический фильм Чаплина «Великий диктатор». В роли красавицы Ханны Чарльз он снял Полетт, а сам великолепно сыграл две роли двойников фюрера. Фильм имел огромный успех.

На премьере Чаплин впервые вслух назвал Полетт женой, по приглашению президента Рузвельта пара посетила Белый дом. Но брак трещал по швам, они уже почти не жили вместе, много ссорились.

«Мы должны были расстаться – это было неизбежно», – признавал Чаплин.

После премьеры Полетт вернулась в Калифорнию сниматься на студии Paramount, а Чаплин задержался в Нью-Йорке. Когда он появился в Беверли-Хиллз, Поли уже уехала в Мехико за разводом. Чаплин уныло бродил по дому:

«Грустно было – не так-то просто разорвать то, что связывало вас целых восемь лет».

Развод прошел тихо, без сенсаций и скандалов, Полетт получила большие алименты и яхту. Чаплин хотел снять на прощанье фильм с ее участием, но не сложилось. Виделись они после этого очень редко – даже живя в Швейцарии в соседних городках. «Мы живем на разных горах», – отвечала Поли назойливой прессе.

Последний раз они виделись в 1971 году, когда 82-летний Чаплин приехал из Европы на церемонию получить единственный в его карьере почетный «Оскар». Полетт назвала его своим «дорогим бэби» и поцеловала, Чарли ее обнял.

Полетт всегда слыла роковой женщиной…

После развода Полетт заключила с Paramount контракт на десять лет и сыграла в двух десятках фильмов, став звездой 40-х – в комедии «Охотники за привидениями» и «Ничего, кроме правды», в драмах «Китти» и «Свободных мест нет». В 1943 году она вошла в список претенденток на «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Сквозь горе, тоску и утраты». Но премию не получила.

Полетт выступала перед американскими солдатами в Индии и Бирме, ею восхищался президент Мексики Мануэль Камачо, подаривший ей раритет – ацтекское ожерелье из изумрудов. Ему нравилось, что Полетт никогда не лезла за словом в карман. Как-то на корриде матадор убил быка в ее честь, и на чье-то презрительное замечание, что матадор лишь любитель, Полетт вмиг съязвила: «Зато бык – профессионал». Своими вопросами она порой ставила в тупик даже таких интеллектуалов, как Герберт Уэллс и Олдос Хаксли.

В число любовников Полетт входил и знаменитый мексиканский художник Диего Ривера. В 1939 году, будучи в Мексике, она получила от него письмо: «Мой дом окружен полицией».

Поли примчалась в кабриолете, задурила голову охранникам и вывезла Риверу из дома на заднем сиденье, закидав его картинами. Позже Ривера подарил холсты ей.

Полетт всегда слыла роковой женщиной.

«Любой, с кем я была связана, или умирал молодым, или пытался покончить с собой, или имел нервный срыв», – хвасталась она подруге.

Ее роман с Джорджем Гершвиным внезапно оборвался, когда у него нашли смертельную опухоль мозга.

В то время она была еще с Чаплиным, и музыкант умолял ее уйти от артиста и выйти за него замуж. Он умер через четыре месяца.

При этом, по воспоминаниям актрисы Ланы Тернер, Полетт «не отыгрывала роль утомленной звезды», общаться с ней было легко и приятно:

«После съемок с ней я сказала себе: когда-нибудь я обязательно стану такой же».

В 1944 году после череды романов Полетт снова вышла замуж – за известного актера и левого либерала Берджеса Мередита (тренер из фильма Сталлоне «Рокки»).

После войны Полетт вместе с мужем стала активной участницей антимаккартистского комитета, и, по слухам, из-за этого у нее были неприятности с ФБР. Но уже в 1949 году Полетт и Берджес развелись. Как назло, в это время ее популярность пошла вниз. Фильм «Невеста мести» с участием Полетт провалился, и ее контракт с Paramount не продлили.

В 1954-м Полетт сыграла главную роль в британском нуаре «Незнакомец пришел в дом». Фильм успеха не имел, и в The New York Times написали:

«Еще парочка таких третьесортных фильмов – и карьера красавицы Годдар разобьется вдребезги».

Больше главных ролей ей не предлагали. Она снималась все реже, в основном в сериалах, зато сыграла в театре Клеопатру в постановке Бернарда Шоу «Цезарь и Клеопатра». И на вопрос о закате карьеры лишь усмехалась:

«Не стоит нести бремя прошлого, оно уже не имеет значения».

Всю свою карьеру Полетт хорошо зарабатывала и грамотно распорядилась доходами: владела антикварным магазином и четырьмя домами в престижных районах Лос-Анджелеса. По-прежнему блистала в обществе, дружила с Джоном Стейнбеком и Сальвадором Дали. Кларк Гейбл, звезда кинохита «Унесенные ветром», предлагал ей руку и сердце.

Но она отказала красавцу актеру – перед ней появилась личность покрупнее.

Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк всю жизнь страдал от меланхолии, депрессии и чувства вины. Тяжелые истории с первой женой – танцовщицей Ильзой Юттой Замбоной, и неверной возлюбленной Марлен Дитрих тоже добавили ему комплексов. Ремарк встретил Полетт в Нью-Йорке в 1951 году и увидел в ней опору, «еще один шанс на счастье». В 1957 году он развелся с Ильзой во второй раз, выплатив ей 25 тысяч долларов и назначив пожизненное содержание в 800 долларов в месяц. Разорвал отношения с Марлен Дитрих, записав в дневнике, что прекрасной легенды уже нет, она стала старой и потерянной, и это ужасно. А в 1958 году женился на Полетт.

Пара поселилась в швейцарской Асконе – тихом городке на берегу озера Маджоре, в роскошной вилле Ремарка. Полетт было там хорошо:

«Я совсем не умела готовить, даже вскипятить воду в чайнике было подвигом. Но Эрих был таким любящим, заботливым и щедрым, что я стала учиться кулинарии, чтобы порадовать его».

Полетт было 40 лет, она была все такой же жизнелюбивой, непосредственной и веселой, но в Асконе ее считали высокомерной и недолюбливали за экстравагантные наряды. Неврастения Ремарка рядом с ней пошла на убыль. Он завершил роман «Искра жизни», имевший большой успех, перевел его на английский язык и начал работу над новой книгой – «Время жить и время умирать». Новый роман он посвятит «своей Полетт». Потом Голливуд его экранизирует, и Ремарк даже сыграет там профессора Польмана.

Их брак выглядел немного странно. Полетт много ездила, Ремарк оставался дома. Они писали друг другу романтические письма. Полетт называла его «своим главным мужчиной и единственным, кого она любит по-настоящему». Но многие считали их отношения наигранными:

«Стареющие экс-знаменитости просто держатся друг за друга, чтобы не упасть. Он – ее защита от одиночества и нищеты, она – его трофейная жена».

Полностью преодолеть неврастению Ремарк все же не смог. Он много пил, заработал диабет и проблемы с сердцем. В дневнике писал, что трезвым не может общаться с людьми и даже с самим собой. Полетт ненавидела, когда муж говорил по-немецки, и демонстративно уезжала, если он начинал пить в гостях. В 1963 году, когда Полетт была в Риме на съемках фильма по книге Альберто Моравиа «Равнодушные», у писателя случился инсульт. Но он справился и в 1964-м уже принимал от немецкой делегации почетную медаль. Через три года у него случился сильный сердечный приступ, но Ремарк снова смог восстановиться.

Последние две зимы жизни Ремарка супруги провели в Риме. Увы, летом 1970 года случился еще один сердечный приступ, после которого писатель не оправился. Похороны были скромные. Дитрих прислала розы, но Полетт их на могилу мужа не положила, а письма Марлен к Ремарку сожгла.

Завещание писателя оказалось кратким – по 50 тысяч Ильзе, сестре и своей многолетней экономке, остальное – жене. Марлен была оскорблена и всюду возмущалась: все деньги Эрих оставил «этой женщине», а ей – лишь один бриллиант!

Как бы ни злословили о «ненастоящем» браке Полетт и Эриха, его смерть подкосила актрису.

А в 1972 году, после роли в сериале «Сестры Снуп», ей поставили два страшных диагноза – меланома и рак груди. Грудь пришлось удалить. В это время Полетт жила в Нью-Йорке, иногда ездила в Голливуд:

«Мне немного неловко встречаться с актрисами моего возраста. У нас так мало общего. Они застряли в своем звездном прошлом, в них чувствуется глубокое отчаяние».

Чувствуя себя инвалидом, Полетт злилась и стала много пить. Сначала она много занималась публикациями наследия Ремарка и постановкой его пьес, издала его неоконченный роман «Тени в раю», но после операции от дел отошла. Она даже пыталась покончить с собой. Хозяин квартиры в Нью-Йорке попросил ее съехать – скандальная пьющая дама с обезображенным меланомой лицом его раздражала.

В 1984 году, после смерти матери, с которой Полетт была близка, она впала в депрессию и заперлась на швейцарской вилле. Иногда она общалась с врачом, секретаршей, Энди Уорхолом и Труменом Капоте, но чаще в одиночку пила и распродавала коллекцию импрессионистов, собранную Ремарком. Решила написать автобиографию, но так и не нашла для этого сил.

Умерла Полетт от эмфиземы легких 23 апреля 1990 года с каталогом Sotheby’s в руках – в этот день там продавались ее драгоценности. Сделка принесла миллион долларов, но Полетт этих денег уже не увидела. Она не дожила до 80 лет чуть больше месяца. Похоронили ее рядом с матерью и Ремарком. Согласно ее завещанию, львиная доля ее наследства досталась Нью-Йоркскому университету.

Алла Горбач (с) «Лилит»

источник

Автор: admin

03 Янв 2025 в 10:54

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.