Всё о чём вы еще не знали

Что? Где? Когда? Как?

История заблуждений. Право первой ночи.

Ваш отзыв

Средневековье. Это были непростые времена. Совершенно точно непростые. Война, чума, голод, сословное деление и, как следствие, бесправное положение податных крестьян. И как будто этого было мало, проклятые феодалы только и думали, как бы еще больше поугнетать своих крепостных. Придумывая, случалось, совершенно уже ужасные вещи, вроде «права первой ночи«.

Если вдруг кто не знает, то «право первой ночи» на латыни «jus primae noctis» это законное право феодалов провести первую ночь с невестой из зависимых крестьян после свадьбы. Чистое варварство, надо сказать. Забирать из семьи и от мужа молодую девушку сразу после венчания, чтобы грязно надругаться на ней. Прямо как во всем известном фильме «Храброе сердце». Ужасный век, ужасная традиция.

А если я вам скажу, что в реальности правды во всей этой распиаренной истории не больше, чем смирения в сердце короля франков Хлодвига? Что вся эта история придумана уже после того, как закончилось это ужасное Средневековье. Как так получилось? Давайте разбираться.

И начать предлагаю с самого что ни на есть скучного. С документов. С начала и до конца средневековья, то есть за одиннадцать веков нет ни одного документа, прямо говорящего о том, что право брачной ночи использовалось не только постоянно, но и вообще хоть когда-то.

Но погоди, автор, — воскликнет самый начитанный читатель (нет, не тавтология, начитанный читатель — это благословение Божье, а не тавтология). Но ведь говорят про великое множество таких источников. Да, говорят. И сейчас мы поглядим, что это за такие замечательные документы.

И первый документ — это записи о древнегерманском обычае Beilager, по которому вождь племени имел право на лишение девственности невесты. Вот только описаны они были в XVIII веке со ссылкой на записки одного из Римских авторов, описывающих германские племена еще времен поздней Античности.

Сейчас совершенно уже не ясно, насколько это были точные записи, насколько они были точно переведены. Но главное даже не в этом. Вся эта мистическая история существовала намного раньше, чем началось даже самое раннее Средневековье.

Ну, хорошо, Античность оставим грекам и римлянам. Что у нас дальше? А дальше у нас известная большую часть Средневековья «Подать девственности» которую обязаны были платить все зависимые крестьяне. Звучит, если честно, так себе, но давайте почитаем, что там, внутри этого, несомненно, ужасного документа?

А внутри ее старый, еще древнегерманский обряд, сохранившийся до конца классического Средневековья. Во время которого господин в день свадьбы своих крепостных после венчания должен был: перешагнуть через брачную их кровать или поставить на неё свою ногу. Демонстрируя таким образом, подчиненное положение молодой семьи и свое право управлять ими по своей воле. Вот так, перешагнуть кровать, а не то, что вы сейчас подумали.

Но и это еще не все. Есть же Книга Бургундских обычаев, которая регламентирует множество моментов в социальной жизни Бургундии XV века. В которой говорится в том числе о том, что:

  • Когда мужчина женится в чужом поместье и приводит жену к себе, крепостной должен заплатить за нее брачный выкуп. Однако он может избежать уплаты такого выкупа, заставив свою невесту. лежать под господином.

И, казалось бы, вот оно! Но. Но нет. Все дело в том, что «лежать под господином» gésir soubs le seigneur — это довольно известное выражение, означающее перевести себя или кого-то еще в зависимое положение. Максимально близкое русскому «продаться в холопы» применяемое, кстати, как к женщинам, так и к мужчинам. Так что и здесь, кажется, мимо.

А что же у нас остается? А остается у нас только каталонский Geschichte der Aufhebung der Leibeigenschaft, внутри которого есть указ, запрещающий:

  • «…спать с женой своего крестьянина как до, так и после свадьбы, шагать через кровать и через упомянутую женщину, а так же пользоваться против воли дочерью или сыном крестьянина, за плату или без платы».

Ну что тут сказать. Ситуация в этой самой Каталонии с точки зрения нравов была в позднем Средневековье настолько такая себе, что пришлось писать на эту тему целый указ. Но! Снова мы не видим ничего про право первой брачной ночи. Кроме слова свадьба, перечисленного через запятую.

На этом все. Больше нет ни одного документа, которые говорили бы прямо или косвенно о том, что традиция первой брачной ночи была тем или иным образом распространена. И это, если посмотреть на Средневековье немного внимательнее, совершенно не удивительно.

А начать внимательнее смотреть предлагаю, как обычно, с раннего Средневековья. А вернее с королевства франков, что немного позже стало империей Каролингов. Законов, защищавших женщин общинников, у франков было множество, и были они разнообразны, а наказания за них суровы до крайней степени.

  • XV. Об убийствах или если кто украдет чужую жену
    § 1. Если кто лишит жизни свободного человека, или уведет чужую жену от живого мужа, присуждается к уплате 200 солидов.
    XX. О том, кто схватит свободную женщину за кисть или за палец.
    § 1. Если какой-нибудь свободный человек схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец, и будет уличен, присуждается к уплате 15 солидов.
    § 2. Если же сожмет кисть, присуждается к уплате 30 солидов.
    § 3. А если он схватит рукою выше локтя, присуждается к уплате 35 солидов.

То есть даже просто схватить за руку чужую женщину было преступлением. Не говоря уже о том, чтобы волочить ее куда-то против ее воли.

Но погоди, автор, ты говоришь про свободных женщин, а с крепостными то наверняка все было иначе? Ну что тут сказать. Во времена раннего Средневековья большая часть общинников, как мужчин, так и женщин, была именно что свободными. Впрочем, были, конечно, рабы и литы, и дела с ними обстояли вот примерно так же.

  • XI. О женщине, если кто ее ударит или сорвет с нее головной убор
    § 1. Если кто сорвет с женщины головной убор так, что ее покрытие упадет на землю, повинен уплатить 15 солидов.
    § 2. Если развяжет у нее головную повязку так, что волосы упадут ей на плечи, повинен уплатить 30 солидов.
    § 9. О министерталках и литках или римлянках нужно соблюдать этот закон в половине.

То есть просто хватать на улице, держать и не пускать женщину, будь она хоть свободной, хоть зависимой, было чревато такими штрафами, которые зачастую и выплатить было то невозможно. Принуждать же их, а тем более их мужей к чему-то….. Тут надо было быть очень глупым и очень, очень богатым человеком.

Примерно такая же ситуация была и у соседей франков, лангобардов, бургундов и готов. Да, там не было таких диких штрафов. Там все решалось намного более просто и быстро. Варварские королевства, что с них взять.

Ну ладно, автор, допустим, что в это твое раннее Средневековье «права первой ночи» не было. В конце концов, в те времена и податного населения в смысле закрепощенных земледельцев было совсем немного. Но когда начался нормальный феодализм и большинство крестьян стали крепостными, оно ведь появилось? Ведь правда же?

Ну что тут сказать. Нет, не появилось. И главной причиной невозможности хоть сколько-нибудь массового появления «права первой ночи» было как раз феодальное строение общества времен классического Средневековья. В те непростые времена люди, особенно аристократия, крайне серьезно относилась к правам наследования и понятию род и семья. Почему? Да просто потому, что именно аристократическая семья была держателем земельного надела, который обеспечивал ей средства существования, да и просто позволял выживать.

Земля в первую очередь принадлежала роду и семье, а её теперешнему правителю — только во вторую. В конце концов, однажды он умрет, а земля достанется его наследникам. Сначала старшему, а потом, как повезет. И никто даже в пьяном угаре не стал бы плодить себе немыслимое количество незаконных наследников от крепостных крестьянок.

И ты, дорогой друг, конечно же, скажешь, — какая разница, они все равно были бы бастардами! Да, это так. Но даже самый последний бастард в определенных случаях имеет право наследования, особенно если наследников по мужской линии не осталось.

Ты же помнишь Вильгельма Завоевателя, того, что покорил Англию и создал Англо-норманнское королевство? Так вот, перед тем, как стать Завоевателем, он был Вильгельмом Бастардом. Сыном нормандского герцога Роберта и Герлевы, никому не известной крестьянки из зажиточного рода. И ничего, отлично стал сначала герцогом, подвинув многих в очереди на корону, а потом так и вовсе королем.

Нужно понимать, что средневековая аристократия, хотя и имела иногда весьма неоднозначные взгляды на окружающий мир, идиотами совершенно точно не являлась. Никому не нужно было такое счастье, как десятки и сотни бастардов в окрестных селениях. И да, их, конечно, можно было не признать, но нет, от этого они твоими бастардами быть не прекращали. В них текла твоя кровь, и для Средневековья это значило очень многое.

Впрочем, не нужно думать, что раз права «первой ночи» не существовало, это уберегало от насилия женщин «низкого сословия». Конечно же, нет. Другое дело, что насилие это применяли к ним в абсолютном большинстве случаев не аристократия, а люди намного более близкие им по классу и духу. Подвыпившие соседи, солдаты и бандиты. Впрочем, разница между двумя последними зачастую была минимальна.

И так же не нужно думать, что аристократы были как один благородны, учтивы, вежливы до последней крайности и никогда не позволили бы себе разное в отношении беззащитной женщины. Еще как позволяли! Другое дело, что была эта чуть более чем всегда никакая не крестьянка.

Человеку, выросшему и живущему в аристократической семье, пускай даже и беднейшей, общающемуся с соседями, такими же аристократами, их семьями и дочерьми, было куда приложить свое рвение. В конце концов, куртуазность придумали совершенно не зря.

Крестьянки же, работающие по хозяйству с пятилетнего возраста, пусть даже и молодые, к моменту свадьбы выглядели, осмелюсь заметить, совершенно не так, чтобы привлечь местного лорда, землевладельца, привыкшего к женщинам совершенно другого образа.

Хотя наверняка случалось разное. В конце концов, в этом мире нет ничего, что не могло бы произойти. Но говорить о сколько-нибудь системном принуждении крестьянских невест к проведению первой ночи с землевладельцем говорить в принципе невозможно.

Хорошо, автор. Предположим, что и во времена классического Средневековья не было «права первой ночи» В конце концов, документов и записей, утверждающих, что это происходило в «эпоху рыцарей» не найдено. Но ведь остается еще позднее Средневековье. Там-то точно что-то такое было. Не могло не быть.

И, конечно, «что-то такое» было. В конце концов, все документы, которые мы разбирали выше, они как раз из времен Позднего Средневековья. Да, есть и еще один документ, на который мы пока еще не обратили внимания. Chastity Belt: A Myth Making Process, в котором написано буквально следующее:

  • «В названом случае я также имею право взимать с моих людей и других, когда они женятся в моём владении, 10 турских су и филейную часть свиньи вдоль всего хребта и вплоть до уха, а также галлон любого напитка, присовокуплённого к этой провизии, либо же я могу и должен, ежели сочту за благо, лечь с женой или невестой его, в том случае, когда её муж или его посланец не передаст мне или моему уполномоченному одну из вышепоименованных вещей»

Ну что тут сказать. Лорд Ларивьера Бурде из Нормандии был конченой мразью. Принуждать мужей, расплачиваться женами за несданный оброк — это решение настолько же свинское, насколько и идиотское. В конце концов, на дворе гремел крестьянскими восстаниями и научно-технической революцией XV век, и выкатывать такие предьявы «низкому сословию» было как минимум небезопасно.

Впрочем, несмотря на откровенное людоедство этого указа, к «праву первой ночи» он никакого отношения не имеет. И это опять же, совершенно неудивительно. Для «права первой ночи» в позднем Средневековье, как в прочем и в любом другом, не было никаких экономических и социальных предпосылок.

Крестьянство в это время совершенно точно было подчиненным и угнетаемым сословием. Более того, большинство аристократов считало их не совсем людьми. Вернее, конечно, людьми, но другими. Не такими, как благородное рыцарство и прочая подобная знать. Трусливыми, тупыми, некрасивыми, недалеко ушедшими от животных. И было бы как-то странно считать, что подобных условиях эта самая аристократия хоть как-то массово применяла право первой ночи на практике.

Так откуда же взялась эта легенда? Да из любимого нашего XIX века. Ну и немного из XVIII. Это было время, когда великие просветители Фридрих Энгельс, Льюис, Генри Морган, Иоганн Якоб Бахофен и многие другие пытались строить новое справедливое общество, отличное от того, что было раньше. И для того, чтобы показать, как хорошо будет, совершенно необходимо было показать, как оно было ужасно раньше.

К ним немедленно присоединились не менее великие писатели-романисты и борцы за права женщин. К слову, с правами женщин в XVIII — XIX веках в Европе было действительно так себе. И вот этот союз прекрасных людей, опираясь на множество неподтвержденных ничем мифов и легенд, смог таки натянуть сову на глобус и явить миру очередные ужасы Средневековья.

Впрочем, не будем их осуждать. Во-первых, делали они это из благих побуждений, а во-вторых, скорее всего, искренне верили в то, что говорили. Благо, что наука история в то время не была еще так развита и оставляла множество возможностей для толкования источников.

Подытоживая.

Так что получается, «права первой ночи» не было?
Нет, не было. По крайней мере, как системного и продолжительного социального института, его совершенно точно не было, да и быть не могло.

Но есть же документы?
Вся база документальных доказательств по этому вопросу — это четыре документа, датированные XIV веком, в которых нет вообще ничего про это самое «право первой ночи», одно обращение к обрядам античных германцев и масса литературы, написанной в XVIII — XIX веках.

Так что получается? Женщин в Средневековье не угнетали и не насиловали?
Да что вы, конечное угнетали. И насилия было более чем достаточно. Только вот угнетали всех, без разделения на пол и возраст. А с насилием за свою жизнь женщины встречались намного чаще, чем в первую после свадьбы ночь.

А откуда все это взялось?
Да, как обычно. из художественной литературы и трудов мыслителей XIX века. Что хотели сделать нашу с вами жизнь лучше, борясь за светлое будущее, против пещерного феодализма.

Пещерный феодализм как он есть.

Хотя, если хорошо подумать. Была в этом вашем Средневековье одна страна, где отношения с женщинами были настолько странными, насколько это вообще было возможно. И назывались эти земли…. Впрочем, это уже совсем другая история.

источник

Автор: admin

31 Дек 2024 в 9:26

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.