Золотой саркофаг Александра Македонского
Современные исследователи затрудняются ответить на вопрос: являлся ли золотой саркофаг Александра Македонского в гробнице Александрии оригинальным и его повторно изготовил из драгоценного металла Птолемей. Напомню, что последний самовольно захватил тело царя в Сирии, чей роскошный катафалк с похоронной процессией под усиленной охраной направлялся на родину в Македонию. Это послужило поводом для незамедлительного вторжения армии Пердикки в Египет с целью наказания строптивого сатрапа.
По свидетельству Страбона: «Птолемей, сын Лага, успел отнять у Пердикки тело Александра, когда тот перевозил его из Вавилона и свернул в Египет. Пердикка начал преследование и вскоре нагнал соперника. Завязалась страшная схватка. Птолемею удалось избавиться от преследования благодаря хитроумному трюку. Он сделал куклу, похожую на Александра, ее то и захватил Пердикка. Но тот слишком поздно понял обман. Время было потеряно и дальнейшее преследование было бесполезным».
Со слов Диодора: «Когда Арридей потратил почти два года на исполнение катафалка, он привез тело царя из Вавилона в Египет. Птолемей, кроме того, отдавая честь Александру, пошел навстречу процессии с войском до Сирии и, получив тело, счел его достойным величайшего уважения». Павсаний также пишет о том, что Птолемей подкупил охрану мумии царя: «Македонян, назначенных перевести тело Александра в Эги, Птолемей убедил передать тело ему».
По сообщению Элиана: «Птолемей, если верить рассказам, выкрал тело и с великой поспешностью перевез в Александрию Египетскую. Македоняне ничего не предпринимали за исключением Пердикки, который решился преследовать Птолемея. Пердикка нагнал Птолемея, и тут завязалась страшная схватка за тело Александра. Птолемею удалось следующим образом избавиться от преследования: он сделал куклу, похожую на Александра, убранную царскими одеждами и дорогими похоронными покровами и положил ее на одну из персидских повозок, украшенных серебром, золотом и слоновой костью. Тело же Александра по его приказу провезли вперед без всякой пышности по глухим неезженым дорогам. Пердикка захватил мнимый траурный кортеж, считая, что добился цели и таким образом потерял время. Он обнаружил обман слишком поздно, когда дальнейшее преследование было уже бессмысленным».
В публикациях российских авторов приводятся расплывчатые версии произошедшего захвата тела царя. Автор канала «Колосс Родосский» пишет, что: «В борьбе за тело больше всех преуспел Птолемей. Он отправил войско на перехват саркофага и там саркофаг стал переходить из рук в руки. В процессе одного из столкновений у мумии даже оторвали голову, но в этот момент заметили, что вместо мумии в саркофаге лежит кукла. В это время сторонники Птолемея тайно увозили на верблюдах тело в Египет».
Отмечу, что повреждение муляжа с отрывом головы не отражено ни в одном из античных источников, как и способ доставки тела царя в Египет на верблюдах. Другие статьи опять же изобилуют вымыслами, что похоронная процессия растянулась на сотню километров, а муляж тела царя был изготовлен из камыша и я не вижу смысла цитировать их содержание. Определение веса золотого саркофага Александра в 110 килограммов в ряде публикаций также не соответствует действительности и, вероятно, данная цифра ошибочно позаимствована из указания веса гроба фараона Тутанхамона, сделанного из аналогичного благородного металла. Насколько на самом деле массивным был гроб царя Македонии, мы не знаем.
Диодор пишет, что в Вавилоне перед отправкой мумии Александра в Македонию «Сначала приготовили для тела гроб подходящего размера, изготовленный из золота. На этот ящик была помещена крышка из золота, соответствующая ему в точности и прилаженная вокруг его верхнего края».
Со слов автора канала «Перо и пыль истории» в Вавилоне после смерти царя: «Его друзья заказали золотой саркофаг и золотую гроб для тела Александра» (орфография текста мною сохранена). О двойном ложе покойного пишет и С. Заславский: «Согласно древним текстам тело Александра было помещено в золотой гроб внутри золотого саркофага». Опять же замечу, что подобного утверждения в античных хрониках не существует и летописцы пишут о золотом гробе царя в единственном числе.
По свидетельству Страбона: «Птолемей перевез тело Александра и предал погребению в Александрии, где оно находится и теперь, однако не в том же саркофаге как раньше, ибо теперешний гроб из прозрачного камня, тогда как Птолемей положил тело в золотой саркофаг».
Можно двояко понимать слова летописца что: «Птолемей положил тело царя в золотой саркофаг». В одном случае напрашивается вывод, что тело и гроб Александра были захвачены одновременно, но доставлены в Египет отдельно на разных повозках. В другом случае – что Птолемей похитил в Сирии только мумию царя. Если Птолемей использовал по сообщению Страбона силовой метод захвата тела царя, то вряд ли он забрал с собой тяжелый саркофаг, который мог стать обузой в преследовании воинами Пердикки. Но со слов Диодора сатрапу Египта удалось подкупить охрану похоронной процессии, и Арридей мог беспрепятственно доставить Птолемею тело царя в катафалке. Тогда Александр в своей первой усыпальнице в Мемфисе покоился в саркофаге, изготовленном в Вавилоне.
Более чем в тридцати публикациях отечественные авторы утверждают, что захват Птолемеем тела Александра произошел именно в окрестностях Дамаска или в самом городе, хотя античные летописцы не локализируют конкретное местонахождение изъятия тела царя сатрапом Египта, ограничиваясь только упоминанием названия территории Сирии.
В описываемый период времени дорога из Вавилона в Македонию проходила через оазис Пальмиры, а затем поворачивала на северо-запад в сторону Тарса в Киликии, в то время как Дамаск оставался в 240 километрах юго-западнее. Учитывая низкую скорость передвижения громоздкого катафалка с телом Александра, можно предположить, что узнав о смене запланированного маршрута после Пальмиры в сторону Египта, воины Пердикки под Дамаском настигли и отбили похоронный кортеж, не заметив подмены тела царственной особы на муляж.
Противоречивые и скудные сведения летописцев не позволяют нам однозначно определиться с возможной заменой Птолемеем саркофага царя в гробнице Александрии или сохранением его в первозданном виде. Один из древних философов заметил в отношении покойного царя Македонии: «Вчера ему был тесен мир, а сегодня вполне хватает и четырех локтей», имея в виду последнее место упокоения Александра в золотом ложе. За дележом праха царя последовал кровопролитный раздел его огромной империи, продолжавшийся с небольшими перерывами на протяжении сорока лет.
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.