Как русская женщина сделала из чудаковатого гения мультимиллионера
«Я посвящаю эту книгу моему гению, моей победоносной Гале Градиве, моей Елене Троянской, моей святой Елене, моей блистательной, как морская гладь, Гале Галатее безмятежной». Так в «Дневнике одного гения» написал Сальвадор Дали о Гале — женщине, с которой он прожил более 50 лет. Она стала для художника не просто музой, но агентом и менеджером, раскрывшим его потенциал.
С Еленой Дьяконовой (настоящее имя Галы), русской эмигранткой, Дали познакомился в 1929 году на вечеринке, которую устроил ее муж — Поль Элюар, французский поэт. К тому моменту пара состояла в браке около 12 лет и растила дочь Сесиль.
Но отношения Галы и Поля сложно назвать обычными, у них был открытый брак: оба супруга изменяли друг другу и не скрывали этого. Какое-то время с ними даже жил Макс Эрнст, любовник Галы, а Элюару это только нравилось.
Сальвадора перечисленные выше обстоятельства не смутили, он был поражен Галой. На вечеринке художник не мог спокойно говорить, нервничал и иногда истерически хохотал, не зная, как вести себя в присутствии этой женщины. Однако Галу эксцентричность Дали не только не оттолкнула, а даже привлекла.
«Я сразу поняла, что он — гений», — так она позднее писала в своем дневнике.
25-летний Дали, у которого отношения с женщинами не складывались (ходили даже слухи, что к моменту знакомства с Галой он еще оставался девственником), сходил с ума по Гале, которая была старше его на 10 лет.
«Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч — почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного, энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной», — так он описал Галу в своей книге.
Гала — прозвище, которое дал ей Элюар, — в переводе с французского означает «праздник». И этот праздник всегда был с Сальвадором. Муж, дочь и стабильность остались в прошлом. А Дали не придумал ничего лучше, как написать портрет Поля Элюара в качестве возмещения морального ущерба: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».
Гала забыла о Сесиль и не поддерживала с ней связь после развода с Элюаром. Даже на смертном одре женщина велела не пускать в больницу дочь, не желая с ней прощаться. Известно, что во время Второй мировой войны Сесиль пришлось продать несколько работ Дали, чтобы свести концы с концами, и мать ей этого простить не смогла. Более того, из-за этого случая она лишила свою Сесиль наследства.
Все, что имело для Галы значение, — это Сальвадор и его талант. Первое время они жили крайне бедно. Гале пришлось стать для возлюбленного всем: и нянькой, и секретарем, и менеджером, и музой. Если у Дали не было настроения рисовать, она заставляла его брать самые разные коммерческие заказы, чтобы получить хоть какую-то прибыль.
В довершение всех бед, общественный резонанс вызвала надпись, которую Дали сделал на одной из своих картин:
«Иногда я с удовольствием плюю на портрет собственной матери».
Это заставило его отца избегать хоть какого-то общения с сыном, также он просто прекратил его содержать. В своём гневе родитель зашёл так далеко, что публично заявил об отречении от собственного сына и призвал всех жителей Кадакеса и другого испанского города Фигераса присоединиться к нему в бойкоте Дали. И многие жители района встали на сторону нотариуса с такой высокой репутацией и отказали Сальвадору в проживании или же в аренде жилья.
Лишь вдова рыбака – некая Лидия Сабана де Коста – знавшая его с самого детства и всегда верившая в его талант – продала паре за бесценок одинокую хижину неподалёку от Кадакеса, в местечке под названием Порт-Льигата, использовавшуюся для хранения рыболовных снастей. А вот хижину в замок превратила уже любовь Сальвадора и Галы.
Гала взяла в свои руки все финансовые вопросы, став рациональной частью творческого возлюбленного: «Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры». Работа менеджера пришлась Гале по вкусу, и во многом благодаря ее деловой хватке, популярность Дали возросла.
Чтобы продать несколько картин и заработать немного денег на ремонт своей лачуги, пара направилась в Париж. Там Элюар заселил их в свою собственную квартиру. Дали продолжал рисовать, а Гала с рассвета и до заката стучала в двери каждой художественной галереи Парижа, держа в руках стопку его картин и предлагая их купить. Возвращаясь домой, она вела домашнее хозяйство, взяв на себя вообще всю работу по дому.
В тот период пиком их общего успеха стала персональная выставка Дали, состоявшаяся в июне месяце 1931 года в Галерее Пьера Колле. Представленные публике 24 произведения искусства принесли художнику большую популярность среди покупателей и искусствоведов. Главным экспонатом мероприятия стала картина «Постоянство Памяти».
В собственном личном успехе живописец выразил особую благодарность своей возлюбленной, которая перевернула его мир вверх тормашками и поменяла местами небо и землю. В дальнейшем он будет подписывать свои полотна словом «Гала-Дали».
В 1934 году влюбленные не только официально заключили брак, но и отправились в США. Это был стратегический шаг Галы, целью которого была популяризация творчества Сальвадора. Экстравагантный художник сразу же впечатлил американскую публику, за его оригинальные картины люди были готовы платить большие деньги. Местная публика не могла не заметить и саму Галу, которая неизменно была рядом с Сальвадором.
Журналист американской газеты Sunday Times писал о ней: «Она просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в мультимиллионера и звезду мировой величины».
А Дали напишет на одной из картин признание: «Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег».
Супруги порой заводили романы на стороне: у Галы часто были любовники в разы младше нее. Несмотря на это, чета Дали никогда не расставалась. В 1969 году Сальвадор подарил супруге средневековый замок Пуболь, который он сам отреставрировал и расписал внутри. Гала же устраивала там настоящие оргии, при этом поставив Дали условие: он может заходить туда только с ее разрешения. Унизительно?
Но Дали это понравилось: «Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает».
А она заявляла: «Жаль, что моя анатомия не позволяет мне заниматься любовью сразу с пятью мужчинами». И чем старше она становилась, тем моложе были ее любовники, и тем большим было их количество.
Несмотря на всю эксцентричность и странность отношений – пара было счастлива. Хоть и ссорились до драк, хоть от некоторых выходок супругов волосы на голове дыбом встают… Например, однажды Гала подала к столу красиво украшенное блюдо. Когда Дали всё съел, Гала объявила, что он только что скушал их любимого кролика, которого они долго обожали, холили и лелеяли.
Это был священный обряд — душа кролика соединилась с душой хозяина. Гала была счастлива. Вобрать в себя любимого целиком, «съесть его» – это и было счастье для гениальной жены. По сравнению с этим сексуальный акт представлялся ей забавной щекоткой.
Но счастье, к сожалению, не бесконечно. Гала до конца жизни не хотела взрослеть, молодилась пластическими операциями и многочисленными любовниками, но в 1982 году умерла: ей было 88 лет. Это событие сделало здоровье уже тоже пожилого Сальвадора еще слабее.
Дали исполнил ее последнюю волю и перевез тело возлюбленной в замок Пуболь. Для этого ему пришлось выкрасть ее тело из больницы и нарушить несколько законов. На сами похороны Сальвадор не пришел — у склепа он оказался спустя несколько часов, когда людей уже не было, и попрощался с Галой — со своей главной вдохновительницей, которая появилась на десятках его картин.
В книге Дали писал о супруге: «Это ведь благодаря тебе я стал художником. Без тебя я не поверил бы в свои дарования!».
Свою музу Сальвадор пережил на 7 лет. С ее уходом сильнейшая депрессия сделала его затворником. Когда Сальвадор Дали ушел из жизни, его тело, согласно завещанию, выставили забальзамированным «геодезическим куполом» в фамильном склепе рядом с надгробием жены. источник
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.