Всё о чём вы еще не знали

Что? Где? Когда? Как?

Почему «Черный квадрат» Малевича — это искусство?

Ваш отзыв

«Черный квадрат» — революционное художественное высказывание и самая обсуждаемая картина XX (и даже XXI) века. Но чем на самом деле является «Черный квадрат»? Смертью искусства? Иронией? Ключевой работой, кардинально изменившей искусство?

Вокруг этой картины не утихают споры: кто-то считает, что это величайшее произведение искусства с глубоким смыслом, а кто-то, наоборот, испытывает чувство неприятия и непонимания. Попробуем «препарировать» работу Малевича и понять, что такого необычного в картине, которая больше века волнует умы людей.

Для того, чтобы понять причины появления «Черного квадрата», стоит мысленно перенестить к XIX век. Почему именно в это время? В 1822 году появляется фотография. И если раньше целью художников было точное изображение реальности (или создание иллюзии этой реальности), то теперь в этом нет необходимости. Щелчок — и пейзаж, портрет, натюрморт готовы.

Что делать художнику? Мастера начинают искать новые художественные решения, обращают внимание на живопись как таковую, передачу состояния, впечатления — отсюда, собственно, и импрессионизм (от фр. impression — впечатление).

Появляются различные «-измы»: фовизм, кубизм, кубофутуризм, сюрреализм и так далее… Постепенно художники приходят к усложнению или же, наоборот, максимальному упрощению формы. И Малевич ставит точку в видоизменении этой формы. Эта точка — супрематизм (от лат. supremus — наивысший, превосходный). Дальнейшее развитие искусства после этого нового направления не предполагалось.

Так Малевич открывает беспредметность в искусстве. Импрессионисты старались передать впечатление от реального мира, кубисты «раскладывали» предметы на отдельные грани. Малевич же уходит от реального предмета, оставляя лишь цвет.

К. Малевич, «Черный квадрат и красный квадрат», 1915.

Впервые намек на «Черный квадрат» появляется в декорациях к футуристической опере «Победа над Солнцем» (создавали ее Михаил Матюшин и Алексей Крученых). Герои этой оперы («будетляне») желали завоевывать Солнце. В финале черный квадрат затмевает солнечный диск как знак победы человека над природой.

Матюшин, Малевич и Кручёных.

Еще одним предвестником «Черного квадрата» стала «Композиция с Джокондой» (1914 г.), на которой изображена перечеркнутая работа Леонардо да Винчи, а выше — черный и белый прямоугольники. Интересно, что Казимир Малевич перечеркивает лицо и грудь Моны Лизы — символы идей телесности.

В 1915 году в Художественном бюро на Марсовом поле в Санкт-Петербурге открылась «Последняя футуристическая выставка картин «0,10» (0 — как обнуление искусства, 10 — количество участников). Художники представили 154 работы, продемонстрировав публике новаторские направления русского авангарда — супрематизм и конструктивизм.

Казимир Малевич стал куратором выставки (он выставил 39 своих работ). К выставке он издал брошюру «От кубизма к супрематизму», в которой объяснил суть направления.

Самое яркое впечатление на посетителей оказало полотно размером 79,5 на 79,5 см. Оно висело, словно икона в старинных домах, в «красном углу»… Таким образом, Малевич хотел утвердить в искусстве новую «религию» — супрематизм.

«Без номера, но в углу, высоко под самым потолком, на месте святом, повешено «произведение» г. Малевича, изображающее черный квадрат в белом обрамлении. Несомненно, это и есть та «икона», которую гг. футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер, это и есть то «господство над формами натуры»… — писал Александр Бенуа в газете «Речь».

Но чем был обусловлен выбор формы (квадрат) и цвета (черный)? Строго говоря, это не совсем квадрат, а четырехугольник. Ни одна его сторона не равна и не параллельна другой. Малевич решил выбрать квадрат, так как это искусственно созданная фигура, которую нельзя встретить в природе. Таким образом он хотел утвердить мысль о том, что будущее рукотворно.

Черный цвет тоже не совсем черный. Малевич наносил разные краски поверх друг друга. Химический анализ показал, что были использованы три самодельные краски. Первая — жженая кость. Вторая — чёрная охра. А третья — ещё один природный компонент темно-зеленого оттенка.

Сверху Малевич присыпал все мелом, чтобы создать иллюзию матовой поверхности. Белый цвет в данном случае выражает идею беспредельного пространства, «пустыни небытия», тогда как черный символизирует отсутствие цвета, пустоту.

Малевич воспроизвел свое полотно четыре раза: в 1915 году, 1923 году для Венецианской биеннале искусств, в 1929-м для персональной экспозиции в Третьяковской галерее и 1932 году для выставок «Искусство эпохи империализма» и «Художники РСФСР за 15 лет».

Искусство — это не всегда красиво и понятно. Один из базовых законов искусства — это новизна. Малевич жил в эпоху перемен, традиционная живопись уже теряла актуальность, и в изобразительном искусстве должна была совершиться революция. Путём отсечения «второстепенных» деталей и усиления эмоционального воздействия на зрителя, родилась икона авангардистов — «Чёрный квадрат»…

источник

Автор: admin

06 Дек 2024 в 11:12

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.