Роковые мужчины Патрисии Каас
Патрисия прижалась щекой к своему верному спутнику, белому плюшевому мишке, и зашептала ему на ухо: «Мой маленький, только тебе я могу открыться, только ты никогда меня не предашь…»
Этого самого мишку она в последний момент вытащила из гроба матери, чуть не прищемив пальцы тяжелой деревянной крышкой…
Париж, ноябрь 2001 года. Патрисия Касс стоит у окна в своей квартире на Сен-Жермен-де-Пре, прижимая к груди своего мишку. По стеклу барабанит мелкий дождь. Мишка — ее верный друг, свидетель бессонных ночей, грустных раздумий и редких радостей. Ему она может доверить самое сокровенное. Благодаря ему, она никогда не чувствует себя одинокой в этих огромных апартаментах, куда заехала ненадолго, чтобы разобраться со всем, что произошло в ее жизни за последнее время. А произошло немало.
Патрисия опять влюбилась. И опять в женатого мужчину, который вдвое ее старше. Ее пригласили сниматься в главной роли у самого Клода Лелуша. Но сейчас ее мысли далеки от кино.
Она слегка склоняет голову и чувствует едва уловимый аромат мужского одеколона на плече. Его запах… Запах Джереми Айронса, ее нового возлюбленного. По телу пробегает дрожь. Патрисия потеряла голову, как только увидела Джереми на первой читке сценария. Ей плевать, что весь Париж уже судачит об их романе. Плевать, что Айронс давно женат на актрисе Шинед Кьюсак, что он счастлив и у них двое детей-подростков.
Ради Джереми она согласилась на все пикантные сцены в фильме Лелуша без дублерши. Ради него распрощалась с репутацией неприступной дивы. Теперь она улыбается журналистам и не скрывает своих чувств: «Да, мы целуемся у всех на глазах. Джереми уверяет, что его жена привыкла. Меня это нисколько не смущает. Я свободная женщина и ни перед кем не держу ответа…»
Вспоминая свое последнее дерзкое интервью, Патрисия усмехнулась. Репортеры из «Франс Диманш» слегка обалдели от ее прямоты. Куда делась сдержанность провинциальной девочки, ее вечные комплексы и страхи? Исчезли без следа.
Она прижала мишку к губам и прошептала: «Ты никогда меня не осуждал, мой толстячок. Наверное, и сейчас не станешь, хотя я определенно заслуживаю порицания… Спать с женатым! Знаю, что ты скажешь — мне одиноко и грустно, вот я и бросаюсь в объятия к первому встречному, чтобы хоть немного согреться. Ведь так хочется тепла…»
Стеклянные глазки-бусинки мишки преданно смотрели на хозяйку, словно желая помочь, утешить. Тут Патрисия вспомнила, чем закончились ее предыдущие романы с Аленом Делоном и продюсером Бернаром Шварцем.
Когда-то Делон влюбился в голос неизвестной певицы Патрисии Каас, услышав по радио ее песню «Мадемуазель поет блюз». Он и представить не мог, как выглядит обладательница этого волшебного тембра. Актер постоянно слушал ее альбом: и в самолете через наушники, и в долгих поездках из Парижа в свое швейцарское поместье. Наконец, Делон не выдержал и решил познакомиться с «этой Каас».
Разузнав, где и когда у Патрисии концерт, Ален пришел в зал «Зенит» как обычный зритель. И потерял голову, как только она вышла на сцену и запела первый куплет. После шоу Делон прорвался через охрану прямо к Патрисии с букетом чайных роз.
«Я не посмел принести красные цветы, вы могли бы испугаться такой дерзости и отказать мне в ужине», — произнес Ален с улыбкой. Эти воспоминания вызвали у Патрисии улыбку. Она прошептала мишке:
«Передо мной стоял самый красивый мужчина на свете! Тот, о ком я грезила с детства. Настоящий прекрасный принц! Он протягивал мне розы и звал на свидание. Я усиленно моргала, думая, что вижу сон.»
Сказав тогда «да», Патрисия была уверена, что приглашение просто любезность, и за ним ничего не последует. Но Делон говорил серьезно. Он спросил ее адрес и пообещал ждать завтра у подъезда в черном «Клио».
За ужином Патрисия почти не ела, парализованная его взглядами, рассказами, хищной манерой поглощать кровавый бифштекс. Она чувствовала себя дурнушкой рядом с этой легендой. Делон был звездой, вдвое старше ее. Она — никому не известной певичкой из захолустного немецкого городка сталелитейщиков. Чем она могла привлечь такого человека? Слишком худая, бледная, одета безвкусно, дурацкая челка лезет в глаза. Понятия не имеет, как есть «фондю франш-конте», таращится на десерт «крем Анже» и большими глотками отхлебывает дорогое розовое вино, которое надо смаковать маленькими глотками.
Но Делон продолжал назначать ей свидания, слать цветы. Вскоре об их романе говорил весь Париж. А когда Патрисию позвали на популярное шоу «Tous a la Une», в студию заявился сам Делон. Он выхватил микрофон у ведущего и на всю страну заявил:
«Она так красива! Она божественно поет! Это большая артистка и сногсшибательная женщина. Я люблю ее. Замолкаю, потому что вижу, как она краснеет.»
Ален вернул микрофон опешившему ведущему, подошел к Патрисии, поцеловал ее и накрыл ее руку своей. В студии и у экранов воцарилась потрясенная тишина. Первой нарушила молчание сама Патрисия. Красная как рак, она высвободила руку, подошла к микрофону и запела «Summertime». А едва прозвучали финальные ноты, Делон вскочил и поцеловал ей руку. Светский Париж был сражен наповал.
Через день Ален пригласил Патрисию на свой день рождения в элитный ресторан, где собрал близких друзей. Она мучительно думала, стоит ли идти. В каком качестве там появится — очередной пассии великого Делона? Звучит пошло, особенно учитывая семейное положение ее нового поклонника. Жена Алена, манекенщица Розали Ван Бремен, ждала ребенка.
В итоге Патрисия все же пошла на праздник. Делон бросился ей навстречу с бокалом шампанского, не отходил от нее весь вечер. А потом лично усадил в такси, заявив друзьям, что не позволит столь красивой девушке разъезжать ночью одной.
Но вскоре случился крутой поворот. Патрисия, зная, чем кончаются подобные романы, сама, без объяснений порвала с Делоном. Вышел ее новый откровенный альбом «Je te dis vous», в песнях которого звучало: «Пока Вы жили как принц, я за гроши пела в провинциальных кабаках, мечтая о Вас… Умирала от страха, чувствуя Ваш взгляд в зале. Но Вы пришли с цветами и надеждой на настоящую любовь…»
Делон принял эти строки как запоздалое признание. Он продолжал преследовать Патрисию инкогнито. Ездил за ней на гастроли, затерявшись в толпе зрителей. Однажды в Пуазире Патрисия заметила его в зале… и забыла слова прямо посреди песни.
На пресс-конференции в честь выхода альбома Каас заявила: «Мне вдруг страстно захотелось спеть о любви. О любви невозможной. Такой сильной, что ее боишься. Такой запретной, что от нее отказываешься». Все поняли, что эти слова обращены к Делону.
После встречи с ним Патрисия резко сменила имидж. Вместо задиристой девчонки с густыми бровями и короткой стрижкой на сцене появилась роковая женщина в прозрачных платьях, с волосами цвета платины и выщипанными бровями. История с Делоном взбудоражила публику, и все ждали от певицы перемен. Превращение «гадкого утенка» в очаровательную диву приняли благосклонно.
Стилисты сделали лицо Патрисии произведением искусства: изменили цвет и укладку волос, подправили травмированный в юности нос, подчеркнули глаза и губы. Угловатая фигурка обрела соблазнительные формы. Новая мадемуазель Каас кокетничала и вела себя дерзко. Говорят, что режиссер Стэнли Донен, увидев ее, воскликнул: «Эта красавица создана, чтобы сыграть Марлен Дитрих!»
Он даже написал сценарий байопика о великой актрисе и пытался найти деньги на съемки. Патрисия летала на кинопробы в Америку. Но в итоге проект закрыли — в Голливуде не поверили в ее драматический талант. Один из продюсеров так отозвался о пробах: «Невероятное внешнее сходство, но не более того. Она еще слишком юна, чтобы сыграть Дитрих. Поговорим об этом лет через двадцать».
…Патрисия сидела, понурив голову. Мишка всегда предостерегал ее от связей с женатыми. И напоминал о Бернаре Шварце, ее первом продюсере, который поверил в нее, привез в Париж, помог записать дебютный сингл. Именно ему она обязана карьерой.
Узнав, что ее удивительный голос следствие хронического бронхита, Шварц запретил Патрисии делать операцию: «Иначе потеряешь голос — и все, конец!» Он учил ее одеваться, двигаться на сцене, держаться с прессой. Конечно, она влюбилась. Но увы, Бернар был женат и относился к подопечной сугубо профессионально. Патрисия рыдала ночами, мечтая заснуть на его плече.
И поклялась отомстить за страдания. Как только Патрисия стала знаменитой, она порвала контракт со Шварцем. Понимала, что это обернется затяжными судами и скандалами. Но ей было плевать. Защищая свое имя, брошенный продюсер потратил все сбережения на адвокатов и разорился.
Мишка объявлял Патрисии бойкот за эту подлость. С укором ждал ее возвращения с концертов, сидя в гримерке.
Живя в Париже и купаясь в славе, Каас обставила квартиру на Сен-Жермен, набила шкафы брендовой одеждой. Но друзей у нее так и не появилось. Все вечера она сидела дома перед телевизором или беседовала с плюшевым приятелем. Такое одиночество ее вполне устраивало. Вставать после полудня, завтракать остатками вчерашнего ужина, не иметь никаких обязательств. И, главное, держаться подальше от влюбленных женатиков.
Для своего медвежонка она шила забавные костюмчики: передник, колпак и пижаму, покупала крохотные наушники, чтобы он слушал ее новые песни. Так Патрисия спасалась от назойливых ухажеров. Пока не заметила, что влюбляется в своего нового менеджера, ровесника Сирила Прийора.
Роман получился недолгим, но даже после разрыва Сирил продолжал работать с Патрисией и поддерживать ее. Именно он первым примчался к ней, когда в квартиру певицы ночью ворвался сумасшедший фанат Эрик Сальзано.
Потом у Каас случился короткий роман с популярным телеведущим Бернаром Монтьелем. Но и его она быстро бросила. Причиной стал очередной мужчина...
Во время записи нового альбома Патрисии захотелось сменить привычное меланхоличное звучание. Она пригласила модного бельгийского композитора Филиппа Бергмана, чье творчество ей очень нравилось. Они познакомились на ее репетиции перед концертом в «Олимпии». Филипп оказался обаятельным застенчивым парнем в потертых джинсах, наспех заштопанных черными нитками. «Других не нашлось», — смущенно пояснил он.
Между ними мгновенно вспыхнула страсть. Уже после второй встречи они отправились в отель заниматься любовью. Филипп написал для Патрисии несколько песен и сделал ей предложение — впервые в ее жизни мужчина захотел на ней жениться!
Это выбило Каас из колеи. До сих пор все ее мужчины относились к ней сугубо потребительски, не строя никаких планов. Для Филиппа же их чувства значили очень много. В разговорах с мишкой Патрисия с грустью признавала, что Бергман одним своим появлением перечеркнул всех ее прошлых кавалеров. Его страстная преданность, желание быть с ней рядом и подстраиваться под ее ритм жизни показали, насколько мелкими и фальшивыми были другие.
Филипп мечтал о семейном гнездышке в цветущем саду, совместных поездках, детском щебете и собачьем лае в салоне их машины. Мишка хорошо помнит то время. Патрисия даже повязала ему красный бантик на шею, словно для торжественного случая. Она всерьез задумалась, не уйти ли из шоу-бизнеса на пару лет, чтобы родить ребенка и залечить душевные раны.
Но годы шли, а Каас так и не решилась стать матерью, бросить карьеру, создать нормальную семью. Хотя Филипп каждый день уговаривал ее сделать этот шаг. Через пять лет он не выдержал и ушел от своей «вечной невесты».
«Эта женщина сделана из кремня, — заявил журналистам Бергман. — Она одержима только своей карьерой. И не верит мужчинам».
Патрисия в долгу не осталась: «Для меня немыслимо уйти со сцены. Даже ради любви. Если мужчина поставит такой ультиматум, он тут же меня потеряет». А через год после разрыва призналась: «Меня всегда пугала большая любовь. Боюсь отдаться чувствам, разбить себе сердце. Поэтому я бегу от нее. Спасаюсь бегством!»
За окнами залитый дождем Париж зажигал вечерние огни. Патрисия поежилась от холода и встала, чтобы прибавить отопление. И вновь села перед мишкой, погруженная в невеселые мысли.
Что ждет ее роман с Айронсом? Вот-вот закончатся съемки у Лелуша. Вряд ли на прощание Джереми оставит ей свой телефон. Она слышала, как охотно он согласился задержаться во Франции, чтобы сняться в паре с Изабель Аджани. Нужно быть слепой, чтобы устоять перед этой красавицей. К тому же свободной и доступной… Как же Патрисия ее ненавидела, воображая рядом с ней улыбающегося Айронса! У них наверняка будет роман, а его жена Шинед в очередной раз закроет на это глаза. Творческий процесс, как же!
Каас погладила мишку и прошептала: «Мама, мамочка, зачем ты оставила меня? Зачем ушла так рано?». Ее мать Ирмгард, красивая блондинка с голубыми глазами, в юности мечтала стать актрисой. Но в 15 лет встретила единственную любовь Жозефа, вышла замуж и навсегда распрощалась с девичьими грезами. Родила семерых детей и полностью посвятила себя семье.
Когда младшенькая Патрисия впервые спела песенку, у Ирмгард екнуло сердце — откуда в этом худеньком тельце такой мощный голос? Это дар небес!
Она не отходила от своей малышки ни на шаг, водила в музыкальную школу, сидела на всех концертах. В 13 лет Патрисию позвали петь в кабаре. Иногда выступления длились до утра, но Ирмгард неизменно ждала дочь в зале. До 17 лет они спали в одной кровати, делились секретами и мечтами о головокружительной карьере.
Когда Патрисией заинтересовался продюсер Шварц, Ирмгард поняла, что ее молитвы услышаны. А уж когда сам Жерар Депардье оплатил запись первого сингла, мать решила, что ее миссия выполнена. «Доченька, каждую ночь я вижу тебя на сцене в лучах славы. Ты поешь за нас двоих. Ты — моя несбывшаяся мечта», — призналась она Патрисии.
Ирмгард не пролила ни слезинки, когда дочь уезжала в Париж. Хотя в тот же вечер почувствовала себя плохо. Мысль о том, что ее девочка добилась успеха, наполняла ее счастьем.
Патрисия звонила матери по несколько раз в день, при первой возможности приезжала домой. Ирмгард увидела дочь по телевизору, оценила ее растущую популярность. Заботливо собирала все статьи и интервью. Самым счастливым для нее стал вечер премьеры Патрисии в «Олимпии». Больная, с потухшим взглядом, Ирмгард сидела за кулисами и глядела, как ее крошка поет на легендарной сцене. Неужели это не сон? Нет, все происходит наяву! Зал рукоплещет, люди встают и кричат «Браво!». После концерта Патрисия обняла мать: «Я здесь за нас двоих!»
Однажды дочь привезла ей из Парижа талисман — плюшевого мишку. Ирмгард не выпускала его из рук до последнего вздоха. И Патрисия, рыдая на похоронах, в последний момент выхватила игрушку из маминого гроба. С тех пор не расставалась с ним ни на миг…
В глубине квартиры зазвонил телефон. Включился автоответчик. Кто может звонить в два часа ночи? Это был Джереми:
«Привет, Пэтти. Ты куда пропала? Почему уехала на выходные, не предупредив? Мне скучно, нечем заняться. Ты же обещала сводить меня в дельфинарий в Ницце! Теперь придется валяться в постели с книжкой.»
Патрисия пожала плечами и сказала вслух: «Придется». И спросила у мишки:
«Ну что, старый друг, как мне быть? Бежать к нему сломя голову? Вдруг это любовь, настоящая, судьбоносная? Может, я и правда слишком недоверчива?»
И тут случилось странное. Бусинка правого глаза мишки, державшаяся на честном слове, сорвалась, скатилась по плюшевой щеке, блеснув слезинкой, упала на стол и покатилась на пол. Еще вчера Патрисия заметила, что глазик болтается, но так и не нашла минутки пришить его покрепче…
PS: Сейчас, в свои 57 лет, Патрисия живет одна в просторной квартире в самом сердце Парижа. Она обставила жилище по собственному вкусу, создав удивительный и необычный интерьер в неоготическом стиле. Здесь певица может отдохнуть от суеты и шума большого города, предаться воспоминаниям о прошлом и помечтать о будущем.
В 2011 году Каас решилась на смелый шаг — выпустила автобиографию под названием «Тень моего голоса». В этой удивительно искренней и поэтичной книге она раскрыла много личных тайн, о которых предпочитала молчать долгие годы. Русский перевод книги появился на прилавках в 2012-м и мгновенно стал бестселлером. Поклонники смогли заглянуть в душу своего кумира, узнать Патрисию с новой стороны.
Было время, когда звезда решила сделать перерыв в карьере. Это затишье длилось целых восемь лет. Но сейчас неподражаемая Каас вернулась! Она вновь покоряет сцену, выпускает хиты и активно гастролирует по миру. Весной 2022 года состоялось ее грандиозное турне по странам Европы. Певица дала серию потрясающих концертов, доказав, что ее талант с годами лишь расцветает.