Всё о чём вы еще не знали

Что? Где? Когда? Как?

Йоко Оно- самая известная японка в мире.

Ваш отзыв

Большинству людей известно лишь то, что Йоко Оно вдова Джона Леннона, а о её собственной художественной карьере говорят куда реже, чем о её мнимой вине в распаде The Beatles. Тем не менее ещё до знакомства с Ленноном Оно была состоявшейся и известной в кругах ценителей художницей, а после смерти мужа сделала немало интересных проектов, оставаясь в тени его славы.

Ранние годы творчества Йоко Оно

Йоко Оно родилась в одной из самых богатых и влиятельных семей Японии. Йоко удалось получить отличное образование. Её взяли учиться в престижную мужскую гимназию, где одним из её одноклассников был будущий император Акихито. Она стала первой женщиной, поступившей на философский факультет в Университете Гакусюин.

Переехав в Нью-Йорк, Оно сразу попала в эпицентр авангардного искусства. Одной из первых её работ был перформанс с участием легенды минимализма Джона Кейджа. Оно лежала на струнах открытого рояля, пока Кейдж и другие музыканты играли на нём с помощью разных предметов. В начале 60-х Оно примкнула к движению «Флюксус», где главным жанром стал перформанс. Художники из «Флюксуса» выступали против чрезмерной серьёзности и интеллектуальности, против коммерческой выгоды.

Йоко занималась авангардной живописью и писала стихи, хватаясь за все, что было связано с творчеством и отличало её от серой толпы. Йоко была больше карьеристкой, пробивая себе дорогу упорством и настойчивостью, заводя нужные знакомства.

Энди Уорхол дал ей очень точную характеристику:

“Она все время путается под ногами. Она все время что-то делает. Она все время кому-то подражает.”

Йоко занималась музыкой, придумывала концептуальные объекты и организовывала акции, а ещё создавала партитуры для перформансов, которые должны были воплощать зрители.

Йоко Оно действительно была художницей, опередившей своё время. Её перформанс 1955 года «Свет: зажгите спичку и наблюдайте за тем, как она гаснет» стал одним из первых задокументированных в истории искусства, а фильм «Муха» — важным шагом в художественном исследовании телесности. «Cut Piece», в котором Оно предлагала зрителям по очереди отрезать по кусочку её одежды — знаковое произведение, без которого не было бы ни знаменитого «Ритма 0» Марины Абрамович, ни современного партиципаторного искусства.

Джон Леннон представлял Йоко Оно как «самую известную из неизвестных художниц». Трудно придумать более изящную, трагическую и ироничную формулировку. Вообще-то Оно была известной художницей до того, как встретила Леннона: они и познакомились на её персональной выставке в модной лондонской галерее Indica в 1966 году

Хотя в 1960-х Йоко была уже известна в кругах, связанных с авангардным искусством, после начала отношений с Ленноном на неё обрушилась куда большая слава, и справиться с ней, как и с эмоциональной реакцией миллионов битломанов, было тяжело. Массовому зрителю, обожавшему песни The Beatles, было непонятно, чем эта «странная японка» занимается: произведения Йоко казались в лучшем случае беззубыми и наивными, в худшем — пафосной бессмыслицей.

Йоко и Джон

Они познакомились в Лондоне на авангардистской выставке Йоко, пойти на которую Леннону посоветовал Пол Маккартни. На тот момент Йоко состояла во втором браке.

Их первая встреча гораздо больше зацепила Йоко, чем Джона. Вернувшись домой к жене Синтии, он поделился с ней впечатлениями о вернисаже, назвав его «гребаной мутью». А вот Йоко поняла, что этот человек послан ей самой судьбой. И стала добиваться его внимания всеми возможными и невозможными средствами. Она часами могла просиживать у ворот дома Леннонов в Кенвуде. Она засыпала Джона письмами с угрозами и требованиями денег. Присылала на почтовых открытках короткие, но глубокомысленные послания: «Я — облако», «Дыши и помни», «Смотри на огни до рассвета». Йоко, ничуть не смущаясь, могла часами говорить с Ленноном по телефону. У них нашлось много общих тем: социальная несправедливость, поиски художника и творческий кризис, войны.

И настал день, когда Джон наконец понял, почему его так сильно влечет эта сумасшедшая японка. В ней была твердость и целеустремленность его любимой тетушки Мими и легкая придурь его мамаши — дорогой и незабвенной Джулии, которая своими выходками могла дать фору любым авангардистам.

Йоко была старше Джона на семь лет. Но это не помешало ему решить, что начинающая художница нуждается в его крепком плече и дельных советах. Он был восхищен и околдован ею. Какая прямота суждений и независимость от любых мнений! А как она занимается любовью! Летом 1968 года Джон и Йоко стали жить вместе. Свой медовый месяц они провели в Амстердаме, пригласив в свою спальню журналистов, с которыми охотно беседовали, не покидая постели. Леннон и Оно лежали в белых одеждах в окружении белых роз со слоганом «Война окончена, если вы этого хотите» и пели песни.

Им было хорошо вместе, настолько хорошо, что Джон не уставал повторять, что у них с Йоко одна душа на двоих. И даже при оформлении брака свое второе имя, Уинстон, он заменил на Оно. Их отношения, как отношения любой другой пары, испытывались судьбой на прочность. Но всякий раз Джон возвращался. Критики с горечью отмечали, что песни Джона год от года становятся все хуже, однако его это не особенно волновало. Джон Леннон из бунтаря превращался в обычного благополучного человека — сытого и довольного жизнью. Он полюбил дом, обожал возиться с сыном Шоном. И однажды обругал журналистов, которые посмели ему заметить, что он находится под чрезмерным влиянием Йоко.

Джон Леннон и Йоко Оно — одна из самых известных пар XX века, и, как все знаменитые пары, их нещадно идеализировали поклонники. Для этого было немало предпосылок: Джон и Йоко практически не разлучались, постоянно говорили о своих чувствах друг к другу и творили вместе. Леннон считал Оно не только своей партнёршей, но и духовным близнецом, наставницей и даже родительской фигурой. Отношения были очень интенсивными, а наркотики, которые оба употребляли на протяжении всей совместной жизни, явно не делали ситуацию проще.

Леннон действительно практически никогда не оставлял Йоко одну, следуя за ней везде и требуя её присутствия на репетициях группы. Остальные «битлы» были не очень этому рады, и музыканты всё чаще ругались. Долгое время у Йоко вообще не было личного пространства. Во время отношений с Ленноном она поставила на паузу собственную художественную карьеру и занялась музыкой. С 1971 по 1989 год Оно не участвовала в выставках. Через год после свадьбы Леннона и Оно The Beatles распались, поклонники группы немедленно обвинили в этом Йоко, однако позже другие участники группы признали, что разлад среди «битлов» начался задолго до знакомства Леннона с будущей женой.

«После смерти Джона я чувствовала себя единственной выжившей в авиакатастрофе. Все погибли, а она не знает, что делать дальше», — говорит Оно. Йоко отзывается о Джоне с неизменной теплотой и сейчас занимается наследием музыканта. По её инициативе были открыты «Земляничные поля» — мемориал в Центральном парке Нью-Йорка, а в 2007 году на исландском острове Видей воздвигли красивый монумент Imagine Peace Tower — это башня из яркого света, которая включается в период с 9 октября (день рождения Леннона) до 8 декабря (день его смерти).

Книга

Книга «Грейпфрут» была издана в 1964 и стала примером концептуального искусства (от лат. conceptus — мысль, представление), литературно-художественного направления постмодернизма, оформившегося в конце 60-х — начале 70-х годов XX века в Америке и Европе.

Имя Грейпфрут было выбрано в качестве названия, потому что Оно полагала, что грейпфрут был гибридом апельсина и лимона, и таким образом выразила себя как «духовный гибрид».

Книга является одной из самых известных работ художницы. Это сборник поэтичных и кратких заданий, которые напоминают дзенские коаны (задачи, которые мастера давали для решения своим ученикам, понять их можно было, лишь отказавшись от рациональной логики). Например: «Представьте тысячи Солнц в небе одновременно. Дайте им посветить один час. Потом наблюдайте, как они постепенно тают.» «Сделайте один сэндвич с тунцом и съешьте», «Послушайте, как вращается Земля», «Прячьтесь, пока все не уйдут домой. Прячьтесь, пока все не забудут о вас. Прячьтесь, пока все не умрут». Некоторые из инструкций простые, другие невыполнимы, третьи можно реализовать лишь в своём воображении. Многие очень похожи на психотерапевтические упражнения — от простого анализа своих эмоций до приглашения к контакту.

Йоко и хейтеры

По словам Оно, она всю жизнь чувствовала себя аутсайдером — сначала в своей семье, которая была не в восторге от богемного образа жизни дочери, потом в мире искусства, где её подход разделяли и понимали лишь немногие. В США и Великобритании, куда потом переехала Оно, людей азиатского происхождения было намного меньше, чем сейчас, а встретить японца было практически невозможно. После Второй мировой войны, в которой Япония была врагом, прошло совсем немного времени, и антияпонские настроения были всё ещё очень распространены. Это не особенно трогало Йоко, пока она не попала на первые страницы жёлтой прессы из-за романа с Ленноном. На художницу полился поток оскорблений и угроз, который не останавливался несмотря на все усилия её знаменитого мужа. Йоко абсолютно серьёзно обвиняли в колдовстве. Поклонники The Beatles считали, что коварная японка (ещё и разведённая, ещё и на семь лет старше!) приворожила рок-звезду и обманом отняла его у поклонников. В ответ в 2007 году Йоко выпустила альбом «Yes, I’m a Witch».

В 1968 году Оно и Леннон вместе придумали арт-проект, который назывался «You Are Here»: Джон запустил в небо 365 белых воздушных шариков, к каждому из которых была привязана пустая открытка с адресом галереи. Те, кому посчастливилось найти шарик, могли отправить весточку обратно Леннону. Идея была очень милой, но Джона поразило, сколько открыток вернулись с расистскими и мизогинными комментариями о его жене.

Несмотря на внешнюю невозмутимость, Йоко болезненно переживала потоки ненависти от незнакомых людей и натянутые отношения с участниками The Beatles.

Йоко и активизм

Хотя с убийства Леннона прошло уже почти сорок лет, художнице до сих пор приходится доказывать, что она не просто «вдова великого музыканта». Вернувшись к собственной художественной карьере, Оно осознанно пошла на упрощение своего языка: она понимала, что теперь никогда не будет восприниматься просто как художница — и решила использовать свой медийный вес для арт-активизма. Искусство Йоко, которое уже в 1960-х давало голос зрителям, стало практически учебником для современных политических арт-активистов. Но и сама активистка не планирует уходить на пенсию. Борьбой за мир дело не ограничивается: вместе с сыном Шоном Оно-Ленноном она основала экоинициативу Artists Against Fracking, к которой присоединились Роберт Де Ниро, Леди Гага и другие звёзды, выступающие против неконтролируемой добычи нефти. «Я верю в людей. Люди могут что-то изменить. Я думаю, что мы должны находить и изобретать вещи, которые помогают человечеству, а не вредят планете. Кажется, к этому моменту мы уже должны были это понять? Будущее сейчас, нельзя ждать, пока оно случится», — заявляла восьмидесятилетняя Оно.

Йоко выступает против распространения огнестрельного оружия — этому была посвящена простая и пронзительная выставка «Семейный альбом», созданная под впечатлением от убийства Леннона. Оно поддерживает политический активизм и свободу высказывания — в том числе художница выступала в поддержку Pussy Riot (а в 2012 году вручила участницам группы «премию мира»).

Один из новых проектов Йоко Оно — «Восставая» (Arising). Это инсталляция, посвящённая дискриминации женщин и их личному опыту борьбы с насилием. Любая женщина мира может прислать текст на своём родном языке и сопроводить его фотографией своих глаз. Впервые проект показали в 2016 году в Рейкьявике, а теперь он выставлен на экспозиции Оно «Небо всегда ясное» в Москве( поучаствовать можно, заполнив форму на сайте музея).

Творчетсво

«Потолочная картина / ДА картина» 1966 год. Два года спустя Йоко Оно приглашала зрителей забивать гвозди в картину и рассматривать комнату через лупу, поднявшись по лестнице. На этой выставке в Лондоне Йоко и познакомилась с Ленноном, тот сначала увидел слово «Да» на холсте сквозь увеличительное стекло. Именно это «ДА» и покорило Леннона — так сильно оно отличалось от большинства произведений концептуалистов, занимавшихся в основном протестом, а не утверждением чего бы то ни было. Потом Леннон спросил, может ли он забить воображаемый гвоздь в работу Painting to Hammer a Nail In (1961/1966). Этот вопрос впоследствии вдохновил Йоко сделать еще одну версию проекта из нержавеющей стали и стекла, которую она посвятила Джону.

Шестьдесят лет спустя Йоко призывает подниматься по лестнице, чтобы приблизиться к небу (To See the Sky, 2015), или отправлять откровенные признания о моральном, физическом и любом другом насилии.

«Bag piece» — этот перформансЙоко Оно придумала больше 50 лет назад. По задумке художницы, два человека, предварительно раздевшись, должны залезть в мешок и делать в темном закрытом пространстве все, что им вздумается. В мешке люди получают абсолютную свободу от всех условностей и общественных статусов, перестают отличаться друг от друга, и творят, что хотят.

«Белые шахматы» — одна из самых известных инсталляций художницы, где стираются все различия. Нет деления на черное и белое, правильное и неправильное, плохое и хорошее — есть только человек и его суть. И еще память, чтобы дойти до конца игры и не забыть, где твоя пешка, а где — вражеская, также призванная стереть различия между людьми, искусственное разделение на черное и белое, победителей и проигравших, «хороших» и «плохих». Она представляла собой доску с выкрашенными исключительно в белый цвет шахматами, в которые предлагалось играть зрителю. Шахматная доска сопровождалась инструкцией: «Играй до тех пор, пока помнишь, кем является твой противник и кем являешься ты сам». Главный вопрос и проблема, над которыми предлагалось задуматься зрителю — как и куда двигаться, когда твой оппонент неотличим от тебя самого. В этой антивоенной по своей сути работе Оно пыталась заставить людей посмотреть за границы искусственных разделений, которые мы ставим друг перед другом.

«Мир и небо в руках» — Военные шлемы, подвешенные на тонкие нити к потолку, и карты разных стран мира на стенах напротив — отдельный зал выставки посвящен антивоенным инсталляциям Йоко Оно. Печати с надписями «Представьте себе мир» и «Imagine peace» лежат на тумбе в карточной зоне. Каждый посетитель помещает отпечаток мира там, где хочет.

— Мои родные давно не могут выехать из Ирака из-за постоянных военных действий, и это единственное, чем я могу им помочь, — с грустью говорит Мария, запечатывая страну на карте.

— А я просто хочу, чтобы мир был везде, поэтому сделаю вот так, — заявляет Андрей и, взяв в руки печати, штампует все страны без разбора.

В другой части зала, около шлемов, не так оживленно. Людей много, но большинство молча переходит от одного висящего шлема к другому. Маленький Артем по подсказке мамы дотягивается до самого невысокого головного убора и вытаскивает из него кусочек мозаики с изображением неба. Часть пазла можно забрать с собой — так, по мнению Йоко, каждый создаст мирное небо у себя дома.

Мужчина на костылях щедро зачерпывает рукой небесную мозаику.

— Мне надо, чтоб наверняка, — объясняет он. — Я еще должен вернуться в небо и раскрыть этот строптивый парашют.

— А мне на удачу надо, — говорит девочка Лена, она скоро сдает экзамены в летную школу. Лена забирает из шлема два кусочка неба: один себе, другой младшему брату, который очень хочет стать знаменитым космонавтом.

«Вспомнить маму» — «Моя мама самая красивая», «Самые вкусные котлеты и самые добрые глаза», «Скучаю, мамуль. Приезжай чаще», «Твоя улыбка – произведение искусства, которое и не снилось Да Винчи» — больше 20 белых листов бумаги висят на стене. Их объединяет одно — все слова на них посвящены матерям. На просьбу Йоко Оно написать воспоминания о своей маме откликаются многие. Около тумбы с карандашами и бумагой стоят не только молодые люди, но и достаточно взрослые посетители.

Проект под названием «Одиссея таракана» (Odyssey of a Cockroach) — занял целый этаж московского магазина ЦУМа, на котором еще не завершен ремонт. Российская столица стала третьей, после Нью-Йорка и Лондона, выставочной площадкой для вдовы Джона Леннона.

Добавим к этому, что отдельные предметы, вроде биты, испачканной бутафорской кровью, или ботинка в той же крови чрезмерно увеличены. Так, по мысли Йоко Оно, воспринимают предметы нашего мира тараканы, единственные существа, которые могут выжить после атомного взрыва. Художница мастерски обыгрывает масштабы. Ее выставка занимает настолько большую площадь, а отдельные экспонаты здесь так взаимосвязаны, что возникает ощущение: это и не выставка уже, а декорации неведомого спектакля или целый музей, посвященный одной теме. источник