Как в тундре моются, ходят в туaлет и рожают детей
Сурово им, бедным, зимой в лютый мороз и метель сбегать на улицу по своим делам… А что делать, если хочется?
На самом деле, казалось бы, совершенно обычные бытовые вопросы с которыми у каждого из нас в нашей обычной городской жизни все более или менее понятно. Но у людей, ведущих кочевой образ жизни, странствующих за своими стадами оленей по снежной пустыне или болотистой летней тундре, переполненной мошкары и гнуса, с этими вопросами не все так однозначно.
В их чумах нет душевых кабин, ванных, канализации, а слово биде и вовсе напрочь отсутствует в языках малых народов Севера. И правда, ну какое биде? Они на унитазах-то некоторые никогда в жизни не сиживали…
Понятно, что никто с собой биотеалеты или палатки для душа не таскает, а в вопросе естественных надобностей обходятся совершенно другими способами.
Тем более, что разбирать и собирать чум приходится чуть ли не через каждые 2-3 дня, т.к. олени очень быстро вытаптывают и съедают весь мох и ягель в округе и, чтобы они не голодали, приходится двигаться дальше.
— Ну а что, зимой все просто. Отбежала в сторону от чума, ногами вытоптала ямку, присела, озираясь вокруг, — рассказывает хантыйская девушка по имени Уна Пелки, за подолом малицы которой прячет то ли мальчик, то ли девочка в оленьем тулупе.
— А озираться-то зачем? Кто в глухой тундре будет подсматривать? Все же свои.
— Так оленей чтобы отгонять. Они же хитрые создания, едва завидят, что кто-то семенит от чума, сражу же направляются в том же направлении.
— Зачем, — недоуменно понимаю брови.
— Оленям всегда не хватает соли, поэтому «желтый снег» для них — как лакомство (сюрр какой!). Так что приходится иногда на них даже прикрикнуть!
Кстати, ходить зимой в туалет и женщинам, и мужчинам помогают длинные одежды-малицы. Когда человек присаживается, они закрывают его открытые части тела от ветра и мороза, так что нет опасности что-то заморозить или простудить. А вот летом, когда воздух буквально гудит от гнуса и комаров, все гораздо проблематичнее…
— А в душ как ходите?
— Ооооой, душ! Это у вас душ. У нас — умывальник…
Уна Пелки рассказывает, что моются они … в основном летом. Зимой из-за постоянных кочевок и ограниченности запасов топлива, слишком часто растапливать снег и нагревать воду на очаге очень «жирно». Максимум — в чум у входа вешают умывальник, чтобы умываться.
Прогреть чум, чтобы можно было раздеться, да еще и нагреть достаточное количество воды из снега, для это нужно много дров и времени. А с дровами в тундре напряженка…
— А дети? Куда вы едете в роддом, чтобы рожать?
И снова Уна Пелки смеется:
— Да сами как-то. Муж помогает. Кто поближе к городам или поселкам живет, те, конечно, в больницу идут. А мы здесь далеко. И когда заболеем, сами лечимся, и когда рожаем, и когда совсем умираем… источник