Всё о чём вы еще не знали

Что? Где? Когда? Как?

«Турецкая баня» Энгра. Как художественная классика стала пропагандой турецких бань

Ваш отзыв

Этот рассказ про метаморфозы со знаменитой картиной «Турецкая баня», которую писал французский художник-живописец Жан Огюст Доменик Энгр с 1852 по 1862-63 годы.

В парижском музее Лувр, где картина сейчас находится, ее считают настолько выдающимся произведением живописи, что именно «Турецкую баню» Энгра музей Лувр в 1971 году показал в самой первой «выставке-досье», построенной вокруг одной-единственной картины.

Картина имела непростую судьбу, хотя многие (к примеру, знаток французский живописи, историк и социолог искусства Пьер Франкастель) считали «Турецкую баню» вершиной творчества Энгра, которого его соперники и противники едко обзывали «обезьяной Рафаэля» за приверженность к античной греко-эллинской красоте с ее плавными, округлыми линиями и спокойной гармонией.

Жан Огюст Доменик Энгр, конечно, тоже не отставал: дескать, современная ему живопись «находится в упадке даже в Италии, а сугубо во Франции». Для него живописец иной манеры Рубенс – это «враг, мимо которого надо идти, надев шоры», а уж певец романтизма Делакруа (известный по картине «Свобода на баррикадах») – вообще «волк в овчарне».

Немудрено, что и его «Турецкую баню», изобразившую ленивый досуг женщин в восточном гареме, долго шельмовали оппоненты – один из французских поэтов сравнил ее с «пирогом, полным личинок».

К тому же подметили, что Энгр собрал в «Турецкую баню» прежних своих красавиц: женщина в чалме с мандолиной на переднем плане – вылитая копия написанной в 1808 году картины «Купальщица Вальпинсона» (называемая также «Большой купальщицей», а «вальпинсоновской» она стала по имени первого коллекционера, купившего картину).

А в танцовщице слева на втором плане «Турецкой бани» – легко было узнать почти Анжелику с картины Энгра 1819 года «Роже и Анжелика».

Широкая же публика увидела и оценила «Турецкую баню» (законченную в 1863 году) лишь в 1905 году уже после смерти ее создателя – на ретроспективном показе творчества Энгра. А в 1911 году парижский музей Лувр – после двух отказов! – наконец-то, принял в свой зал лучшую картину художника-гиганта обновленного классического направления.

До этих славных дат с картиной что только не делали! Родственник Наполеона III купил было полотно, но его жена принцесса Клотильда – видимо, сравнив себя с идеалами красоты в «Турецкой бане» – заставила мужа вернуть картину художнику.

Энгр потом дорабатывал картину и, в конце концов, превратил ее в тондо (от итал. tondo — круглый, от лат. tondere — округлять). При округлении он безжалостно «урезал» по колени купальщицу слева и почти полностью купальщицу на ближнем плане в правом углу.

Фотография 1859 года прежней прямоугольной картины нам эту купальщицу сохранила в прежнем виде.

Картина «Турецкая баня» в 1859 году. Фотографическая репродукция произведения изобразительного искусства. Фотограф Шарль Марвиль. (Общественное достояние). Источник иллюстрации: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ingres_Marville_Bain_Turc_1859.jpg

Но самой смешной историей было то, что картина Энгра способствовала популяризации и распространению турецких бань в Европе.

Сам Жан Огюст Доменик Энгр в Турции и гаремах не бывал – его абстрактная «Турецкая баня» была выдумана лишь с целью показать эстетику женского тела, которое вдохновляла художника в поисках его идеала античной красоты.

Но в Европе того времени почему-то пленились турецкими банями и призывали их строить в Париже. На деле эти бассейны с горячей водой были известны еще древним грекам и римлянам, но во Франции бытовало мнение, что именно этот тип бань придуман турками. Возможно, это заблуждение и легло в название классической картины Энгра, который не помышлял о какой-то пропаганде турецких бань.

Но вульгаризация, дамы и господа! Вульгаризация! Подобно тому, как нежно звучавшее французское «sortir» – то бишь «выйти» (к примеру, светской даме выйти в туалетную комнату «припудрить щёчки») – в низах превратили в грубое «сортир», так и турецкая баня стала ассоциироваться с помывкой вместе с женщинами.

Но великий живописец Жан Огюст Доменик Энгр тут ни при чем. Свою картину «Турецкая баня» он завершил в свои преклонные 82 года как «сумму» прежних его знаменитых женских образов – для эстетического наслаждения ценителей, а не для популяризации бань и не для походов «с девочками в баню». источник

Автор: admin

24 Фев 2024 в 8:43