В лесу родилась ёлочка, или забытый символизм главного дерева года
Сегодня вечером в России празднуют Старый Новый год. Уверен, у многих в домах ещё стоит и ждёт своего часа нарядная ёлка. Ёлка – безусловный и главный атрибут зимних праздников. И не надо про шампанское, оливье и мандарины, пожалуйста. Оливье, например, вообще сравнительно недавно появился на свет. Мандарины придумали есть в праздники тоже недавно. А вот ёлка… Ёлка уже половину тысячелетия символизирует собой Рождество и Новый Год.
Новогодней ёлка стала называться лишь в Советской России, тогда как в царской именовалась рождественской. Опять же потому, что Рождество всегда предшествовало Новому Году. Но кто и когда придумал украшать её к праздникам?
Традиция наряжать дерево к дню зимнего солнцестояния существовала у разных народов ещё в древности, об этом много написано. Водилась такая и у германских племён, ещё до их христианизации. А, как известно, даже после принятия христианства многие народы тащили с собой в новую религиозную жизнь остатки своих старых верований. Все эти оргии и прыжки через костёр в ночь на Ивана Купалу, крещенские гадания и шествия со статуями святых через весь город ни что иное, как наследие древних языческих традиций. Христианская церковь поначалу было пыталась с ними бороться, но потом смекнула, что насильно мил не будешь, и решила многие традиции адаптировать под христианские. Якобы они на самом деле христианские, эти традиции, вот поэтому мы их и соблюдаем. Народ очень быстро в это поверил, принял и адаптировался к жизни и вере в новых условиях. И никто порой даже не обращал внимания, насколько грубо и беспардонно были некоторые моменты притянуты под нужный знаменатель, просто за уши. Например, одно из главных божеств западных славян, Святовит, или Свентовит (у восточных славян — Сварог), святилище которого очень хорошо сохранилось на острове Рюген, был обращён папскими миссионерами в святого Вита. А чего напрягаться, имена новые придумывать? Берём Святовита, имя которого в западнославянских языках созвучно сочетанию «святый вит», и вот пожалуйста – новый католический святой и один из самых великолепных готических соборов мира, ему посвящённый – в Праге.
Святовит, кстати, уцелел дольше всех как самостоятельный нерелигиозный персонаж в русских былинах в виде богатыря Световита, сохранив при этом всю атрибутику древнеславянского бога – и рог в руках, и лук, и четырёхголовость для контроля за всеми сторонами света. Но мы сейчас не о нём, а всё-таки о ёлке. Всем известно, что на Руси зимнюю ель не наряжали, поскольку Новый Год отмечался не зимой, а с началом жатвы – первого сентября. А в Древней Руси и того веселее – первого марта. И всем известно, что великий европеизатор всея Руси царь Пётр Алексеевич не только переодел страну на европейский манер, заставил бояр бриться и пить водку, но и Новый Год повелел праздновать как в Европе – первого января. Всем известно и про то, что именно Пётр Великий повелел украшать ель как новогоднее дерево. Однако эта традиция, как картошка, приживалась в России очень медленно и долго, почти сто пятьдесят лет, чтобы прочно укорениться у нас лишь к середине XIX века.
История праздничной зимней ёлки в России – отдельная тема. Наша же цель узнать, кто вообще придумал наряжать её к праздникам, и понять, почему вообще, собственно говоря, именно ель? Есть легенда о святом Бонифации, который, обращая германцев в христианство, на глазах у изумлённой публики срубил дуб Одина в священной роще и заявил, что Один – ложный бог, раз его, Бонифация, при вырубке не сразила молния. На логичный вопрос присутствовавших и совершенно потрясённых германцев «А как же теперь жить и как праздновать день зимнего солнцестояния?», он в лучших традициях методички «Доступное католичество для всех» заявил, что дуб повержен, а маленькая ёлочка, росшая у его корней – выстояла. «Вот, дети мои», сказал Бонифаций, «ветви её вечно зелены, что символизирует торжество жизни над смертью, а вершина её гордо стремится ввысь, в Богу истинному!».
Действительно, ель – вечнозелёное дерево, и, когда зимой все другие деревья голые, она зелена и приветлива. Причём ветви её, в отличие от сосны или пихты, расположены на уровне человеческого роста, а не выше его. Очень удобно для украшения! Итак, почему ель – разобрались. А теперь посмотрим, почему с 22 декабря, то есть с зимнего солнцестояния, украшенная ель съехала на два-три дня позже, то есть на сочельник и Рождество.
Есть ещё одна легенда, на этот раз про великого немецкого церковного реформатора Мартина Лютера. Якобы как-то раз увидал он, как крестьяне ходят ночью в лес и наряжают там ёлку. Он пошёл за ними и подглядывал из укрытия, и в этот миг поднял голову к небу и прямо над наряженной ёлкой увидел ярко горящую звезду. Он отождествил её с вифлеемской звездой, возвестившей о рождении Спасителя. Впоследствии эту легенду притянули, как это принято у католиков, за уши непосредственно к одному из элементов декора ёлки – стали на макушку дерева надевать звезду, символизирующую Рождество Господне. Традиция жива по сей день.
Легенда, конечно, красивая, но в ней имеется и доля правды. Лютер был известен своей консервативностью и упрямством. Бывший монах-августинец всё-таки… Роль Лютера во всемирной истории порой недооценивают. Фактически, он пустил ход исторического развития всей Европы совершенно по иному пути, придумав и успешно реализовав при финансовой помощи семьи Фуггеров и курфюрста Саксонии новую христианскую концепцию, отличную от католической. Концепция отменила монастыри с монахами, папу, епископов и всех прочих чиновников церкви, перевела Библию с латыни на понятный населению немецкий и ограничила изучение Ветхого Завета как чуждой немецкому народу древнееврейской истории. И грехи теперь населению нужно было отмаливать в три раза активнее, поскольку канал продаж папских индульгенций оказался перекрыт – человек отныне сам распоряжался своей судьбой после смерти, не надеясь ни на кого. Впоследствии это отмаливание грехов приняло ещё более изощрённую форму у другого отца Реформации, Кальвина.
Консервативность Лютера подсказала ему, что украшательство ёлки зимой в лесу, да ещё и ночью – отсталые пережитки прошлого. «Раз мы истинные христиане», решил он, «то будем бороться с языческими отголосками в настоящем». Но, как бывший монах, владеющий всеми знаниями по адаптации языческих отголосков прошлого под христианскую современность, да ещё и прагматичный немец, он рассудил так – во-первых, зачем ходить ночью в лес? Можно же срубить ёлку и принести её домой, в тепло, и наряжать, если уж так хочется, там. Во-вторых, от 22 декабря рукой подать до двух очень важных праздников христианства – надо эту наряженную ель подогнать под них, чтобы перенаправить внимание паствы с архаики в светлое христианское будущее.
Первый праздник – день Адама и Евы, праотца и праматери, отмечается 24 декабря. Второй – Рождество Христово, отмечается 25 декабря. Альфа и Омега всего христианства и человечества. Адам и Ева – первые люди, начало людской истории. Христос – Мессия и Спаситель, пришедший в мир, чтобы через свою смерть и победу над ней искупить все грехи людские и указать человечеству путь в царство Божие. Судить, кстати, в конце времён всё население планеты тоже будет Христос, а не бородатый мужчина преклонных лет, каким принято изображать Бога-Отца. То есть Христос – последняя инстанция на пути существования человечества. За два дня – 24 и 25 декабря – христиане проживают символически всю свою историю заново, от Адама с Евой до Христа-Судии. Ведь день рождения Иисуса одновременно и конец старой жизни, которая «не во Христе». Вот вам и Альфа с Омегой. Спайки со всех сторон.
Лютер предложил новую концепцию праздничной ёлки как райского дерева. Того самого, с которого Ева отважилась сорвать запретный плод по наущению Дьявола и угостила им Адама. В роли плода, как мы помним, выступало яблоко. Если бы Новый Год и, соответственно, Рождество праздновались в августе-сентябре, тогда бы не составило труда украшать реальную яблоню с живыми, висящими на ней яблоками. А зимой где ж такую сыскать? Но яблоки ведь хранились в мешках в погребах! Вот их и стали развешивать на свежесрубленных елях, принесённых домой. То есть с XVI века в Германии, а потом и во всей Европе, ель – символ райского дерева, устанавливаемый ко дню Адама и Евы и украшаемый исключительно яблоками. В некоторых немецких диалектах, кстати, рождественскую ель до сих пор продолжают называть Paradies. Поскольку Рождество шло сразу следом, потом придумали вешать на еловые ветви печенье, крендели и вафли, которые символизировали уже евхаристические облатки – причастие к телу Христову и искупление грехов своих. Ёлка, таким образом, стала Божественным деревом, одновременно напоминая и о начале времён, и о их конце. Всё остальное, как мы понимаем – мишура, игрушки, гирлянды – продукт гораздо более позднего времени. Но одно украшение, которое непременно есть на каждой праздничной ёлке до сих пор, это шар. Он как раз и продолжает напоминать нам о том самом яблоке Евы, что причинило столько хлопот человечеству.
Всех с прошедшими и наступающими праздниками! источник