Всё о чём вы еще не знали

Что? Где? Когда? Как?

8 волнующих фактов о канкане

Ваш отзыв

8 волнующих фактов о канканеМиллионы лет наша цивилизация шла к изобретению канкана — танца, гордо несущего на себе печать одного из самых откровенных, вызывающих и шальных. Сегодня, 21 октября, у него что-то типа формального дня рождения. В подарок мы решили преподнести несколько совершенно неформальных фактов о нем.

Впервые канкан был публично исполнен 21 октября 1858 года в ходе премьеры оперетты французского композитора Жака Оффенбаха «Орфей в аду». Мероприятие прошло в парижском театре «Буфф-Паризьен». Привычной нам скандальности в танце тогда не было: под разухабистую музыку Орфей с нимфами плясал в аду кадриль.

Кадриль — потому что, по преданиям, именно этот танец был канканическим предком. История происхождения канкана темна и загадочна. Из многочисленных источников удалось вынести следующее. Самая распространенная версия: зародился он в начале XIX века из финальной фигуры кадрили. А самостоятельным и весьма популярным танцем (кстати, в темпе галопа) стал в 1820-1930-х годах на вечеринках в рабочих кварталах Парижа. Тогда канкан был примерно как рок-н-ролл или твист на советских дискотеках: юноши и девчата, разбившись на пары, выплясывали невиданные доселе чудеса с применением акробатических элементов. Устраивались ли на них комсомольские облавы, неизвестно.

На профессиональной основе канкан в самом начале исполняли преимущественно танцовщицы-одиночки. Кордебалет, то бишь танец в ряд, — чуть более поздняя английская придумка. Как и собственно название «канкан»: с французского cancan — «шум, гам, гомон», название дал британец, импресарио Чарльз Мортон. Между прочим, он представил в Англии пер­вый «французский канкан» в 1861 году в своем новом мюзик-холле на Оксфорд-стрит в Лондоне.

На заре канкана его не чурались и мужчины. В 1870-е годы в Лондоне выступал творческий коллектив «Кадриль де Клодош» («Quadrille des Clodoches»), состоявший сугубо из самцов. Но дамы быстренько затмили и фактически вытеснили сильный пол из профессии. Хотя и сейчас кавалеры танцуют канкан и востребованы в этом — в «Мулен Руж», например.

Когда в 1889-м антрепренеры Жозеф Оллер и Шарль Зидлер основали легендарное кабаре «Мулен Руж» в Париже, канкан стал неотъемлемой частью культурной программы заведения и его визитной карточкой. И танцевался он уже, как полагается, с дрыгоножеством и юбкомашеством.

2. Музыка
Каноническая канканическая мелодия — «та-та, та-та-та-та-та-та…» — это «Адский галоп» (по-французски — Galop infernal) из упомянутой выше оперетты «Орфей в аду» упомянутого выше композитора Жака Оффенбаха.

3. Белье

Пена кружев и ажур чулок, ленты и банты и даже специальные панталончики, которые расходились, так сказать, на фасаде от задиристых ножкой эть, — это все от лукавого. Традиционный канкан полагалось танцевать, не очень-то обременяя себя бельем. Впрочем, сие строжайше запрещалось. Руководство «Мулен Руж» на претензии уличающих инстанций делало невинные глаза: мол, помилуйте, да за кого вы нас, здесь солидное учреждение!

Весьма забавный момент, связанный с этим древним обычаем, украшает собой британо-канадскую киноленту «Легкое поведение» (2008). Посмотреть стоит хотя бы ради канкана в исполнении Джессики Бил, хотя фильм и без того очень-очень славный.

4. Шпагат

За появление в канкане шпагата скажи спасибо одной из легендарных танцовщиц, столпу жанра, супермегазвезде «Мулен Руж» Луизе Вебер. Газетчики величали ее «королевой парижской чувственности», но ее основным прозвищем было La Goulue, то бишь «Ненасытная» или «Обжора». Если «королевский» титул она получила за безудержный темперамент и самоотдачу на сцене, то насмешливую кличку — за манеру, подсаживаясь за столики к богатеньким посетителям по их приглашению, съедать все до последней крошки и выпивать до последней капли.

Таких столиков за вечер могло быть три-четыре, и со всеми она расправлялась подчистую. Сказывалось нищее, голодное детство: «Ла Гулю» происходила из семьи прачки. Привычки не изменились ни когда она стала самой дорогой танцовщицей Парижа (в «Мулен Руж» ей платили больше 3000 франков в неделю), ни после того, как съедаемое и выпиваемое в таких количествах стало сказываться на фигуре. На фигуре, но не на выступлениях: Луиза во всех весовых категориях демонстрировала канкан высочайшей пробы, накала, изящества и, чего уж там, скабрезности.

Поглядеть на нее являлись Пабло Пикассо, Оскар Уайльд, принц Уэльский, король Эдуард VII. Ее запечатлел Пьер Огюст Ренуар, а у Анри Тулуз-Лотрека она была любимой моделью и теперь красуется на его картинах, афишах и плакатах для «Мулен Руж».

Но вернемся к новации, которую Ла Гулю внесла в канкан. Она придумала эффектную финальную точку в танце. Делалось это так: канканщица вращалась на одной ноге, а вторую воздевала все выше и выше — до тех пор, пока та не оказывалась у нее над головой. Затем. выдержав коротенькую паузу, мамзель Вебер издавала пронзительный крик, если не сказать, визг и — не садилась, а падала на шпагат. Публика неистовствовала!

И еще одна придумка, вклад Ла Гулю в развитие канкана: вращаясь на одной ноге, носком другой она легко и мило сбивала головные уборы с посетителей. У танцовщиц даже вошло в моду проделывать такие штуки на пари с состоятельными господами. И хотя все знали, чем дело кончится и кто победит в споре, мужчины охотно потрафляли хорошеньким танцовщицам.

5. Тургенев, Толстой и канкан

Про канкан знали не только в загнивающих парижских кафешантанах, но и в прогрессивной матушке России. Великие умы не прошли мимо этого выдающегося культурного явления! Вот такая история содержится в книге «Очерки былого» старшего сына Льва Николаевича Толстого — Сергея Толстого.

Дело было в 1860-х, участвуют Иван Тургенев, Лев Толстой и канкан.

В один из своих наездов в Россию Тургенев гостил у Толстого в Ясной Поляне. Как-то раз устроили музыкальный вечер, все музицировали, пели, а там уж как-то сама собой пошла и кадриль. Тургенев шел в паре с Софьей Андреевной. Тут у него спросили: помнят ли еще во Франции старую добрую кадриль, или там теперь один только канкан? Иван Сергеевич ответил: «Старый добрый канкан ничуть не хуже кадрили. Это вовсе не то, что нынче танцуют в кафешантанах! Старый канкан приличный и грациозный!» Оставил Софью Андреевну, заложил пальцы за проймы жилета и давай показывать, то приседая, то выбрасывая ноги вперед. Толстой смотрел на него угрюмо. И вечером в дневнике записал: «Тургенев cancan. Грустно».

6. Рекордный канкан

Рекорд в канкане был поставлен 7 ноября 2014 года в Париже. По случаю 125-летия «Мулен Руж» танцовщицы кабаре совершенно синхронно поднимали и опускали ноги на протяжении 30 секунд. За слаженностью движений наблюдал специальный судья. Вот же везунчик!

Автор: admin

23 Окт 2020 в 10:54

Рубрика: интересные факты

Метки: