Начнём с того, что у Пикассо есть целая серия картин, на которых обнажённые женщины играют с котиками.
Кошек и собак художники часто изображают рядом с обнажёнными красавицами. И если собаки в таком контексте символизируют верность, преданность и как бы возвышают картину, делают её невинной, несмотря на наготу (вспомните «Венеру Урбинскую» Тициана), то котики — это символ сексуальности.
Все эти картины созданы в 1964-м. На них — Жаклин Рок , вторая официальная жена Пикассо и последняя из его многочисленных возлюбленных. Он написал более 400 её портретов!
И на других портретах — где Жаклин сидит и одета — Пикассо тоже изображал её с кошкой:
Для сравнения — фотографии Жаклин Рок:
А эта сидящая женщина с кошкой — другая знаменитая возлюбленная Пикассо, Дора Маар :
У Доры Мары был непростой характер и непростые отношения с Пикассо. На этой картине она выглядит восседающей на троне колдуньей, так что кошка на её плече — вполне гармоничный аксессуар. Сам же Пикассо говорил, что темперамент Доры напоминал ему темперамент афганской кошки.
А вот Дора Маар с кошкой на руках — и на фоне своих портретов работы Пикассо:
Я терпеть не могу породистых кошечек, которые мурлычут на подушке в гостиной. Мне нравятся одичавшие кошки, которые охотятся за птицами, носятся по улицам как угорелые, тащат все, что ни попадя. Они смотрят на вас дикими глазами и того и гляди вцепятся вам в физиономию. А вы заметили, что кошки, живущие на воле, почти всегда брюхаты? Это вполне естественно: ведь они только о любви и думают. ПАБЛО ПИКАССО
А эти хищные кошки с добычей написаны в 1939-м .
В глаза бросаются острые зубы, острые когти, кровавые раны на телах птиц. Исследователи творчества Пикассо считают, что эти кошки передают мысли художника о Гражданской войне в Испании и предчувствие кошмаров Второй Мировой.
Сам же Пикассо однажды сказал вот что: «Я не писал войну, потому что я не отношусь к тому типу художников, которые рисуют то, что видят, как фотографы. Но, несомненно, война присутствует на картинах, которые я писал в то время. Позднее историки, возможно, расскажут о том, как мои работы изменились под влиянием войны» .
Ещё одна кошачья мини-серия в исполнении Пикассо: коты и омары.
Эти картины — игра с классикой. Натюрморты, на которых смешные коты хищно крадутся к разнообразным морепродуктам, писали ещё старые мастера — голландские, фламандские, французские (особенно хороши картины Шардена с котами).
В исполнении Пикассо этот сюжет поражает одновременно наивным, в стиле детского рисунка, исполнением — и недетскими динамикой, напором. Юмористический сюжет он превращает в настоящую схватку: у Пикассо опасными и хищными выглядят оба героя — и кот, и омар.
А теперь вернёмся к тому, с чего начинали: женщины и кошки. Только Жаклин Рок с кошками Пикассо писал в конце жизни, а эти картины — ранние: кошки как объект изображения интересовали Пикассо на протяжении всей жизни. Менялись женщины, творческая манера, города — а кошки оставались на его картинах.
Женщина с кошкой. 1900. Частная коллекция. В 1900-м Пабло Пикассо 19 лет.
Сумасшедшая с кошками. 1901. Институт искусств, Чикаго Пикассо ещё не изобрёл кубизм — он пока экспериментирует с импрессионизмом.
Бог — такой же художник, как другие художники. Он создал слона, жирафа и кошку. У него нет настоящего стиля, но он придерживается новых идей. ПАБЛО ПИКАССО