Чем опасна страсть
Говоря о ком-то, что он «страстный человек», мы обычно подразумеваем, что он целиком отдаёт себя какому-либо занятию или эмоции, и, скорее, говорим об этом в положительном смысле.
Слово «страсть» в современном русском языке нейтрально, оно часто употребляется как синоним слов «эмоция» или «чувство». Такое понимание, сталкиваясь с практикой церковного употребления, несколько искажает картину христианской добродетели, представляя идеальный образ праведника как бесстрастного и бесчувственного человека, ушедшего исключительно в пост и молитву.
Конечно же, христианство не отвергает сильные чувства и эмоции. Оно лишь говорит о том, что ими должен владеть и управлять человек, а не наоборот.
Этимологически же слово «страсть» родственно слову «страдание». Именно в таком значении оно долгое время и употреблялось (например, выражение «страсти Христовы» — значит «страдания», отсюда же – Страстная Седмица).
Однако в православном богословии за словом «страсть» издревле закрепилось и иное значение – греховный навык души, заставляющий её страдать. Согласно христианскому учению, грех, войдя в привычку, способен укорениться в человеке, став тем единственным «идолом», угождая которому, можно забыть обо всём, в том числе – о Боге.
Ведь на утоление того, что принято называть страстями (будь то страсти тела или ума) человек, как правило, бросает все душевные и физические силы, однако утолить их до конца оказывается невозможным.
В православии выделяют восемь основных страстей, которые, укоренившись, могут особенно болезненно воздействовать на душу и непрестанно побуждать ко греху: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, отчаяние, уныние, тщеславие и гордость.
Человек теряет душевный мир, занимая ум поиском способов утоления такой страсти. Сидя на такой «адреналиновой игле», душа, привыкшая к сильным воздействиям страсти, со временем оказывается неспособна переживать глубокую подлинную духовную радость, перестает искать богообщения, так как поиски направлены на другое.
Страсть затягивает всё сильнее, принося недолгую радость, но после – ещё мучительнее опустошая человека и требуя всё большего угождения себе. Согласно святоотеческой литературе, страсти – это то, что побуждает ко греху, но ещё не сам грех, потому борьбе именно со страстями в ней уделяется особое место.