5 историй о Чёрном море
В нашей стране это, пожалуй, одно из самых популярных мест отдыха. Сюда едут и любители пляжей, и те, кто предпочитает активный туризм, и почитатели богатого культурного и исторического прошлого. Для всех у него есть свои истории — страшные, мистические, увлекательные и познавательные. Несколько из них мы собрали в честь праздника этого важного для нас водоема.
История с географией
Порядка 7–7,5 тыс. лет назад никакого моря здесь не было, а было пресноводное озеро, причем куда меньше по размеру. А потом что-то произошло: некоторые ученые предполагают масштабное землетрясение, другие — резкое увеличение водных запасов в Мировом океане, из-за чего его уровень поднялся чуть ли не на километр. Так или иначе возник Босфорский пролив, ведущий из Мраморного моря в Черное. Именно поступающие оттуда воды сделали некогда пресную воду соленой.
Впрочем, соленость эта не так велика — слишком много крупных рек впадает в Черное море, они и опресняют воду. В итоге уровень соли в поверхностных водах полностью соответствует человеческой крови: 17 г солей на 1 л морской воды.
На глубине постоянно идет процесс водообмена. Этому способствует подводная река шириной 1 км и глубиной 35 м. Она течет со скоростью 6,5 км/ч, перемешивая порядка 22 тыс. куб. м воды в секунду. В тех местах, где ее русло изгибается, ей «помогают» два крупных водоворота. Они имеют замкнутую форму и движутся по часовой стрелке, за что получили название «очки Книповича» — по имени зоолога и океанолога Николая Книповича, который их и обнаружил.
Фильм катастроф
Как любое уважающее себя море, Черное время от времени пугает окружающих штормами. Ученые выяснили, что здесь возможны и цунами, разрушительные волны которых вздымались на 4–5 м, а то и на 7–8 м. Исследователи полагают, что от них пострадали некоторые города древних: в частности, Диоскурия, Пантикапей, Себастополис, а также многие прибрежные поселения. Правда, это явление все же редкость на Черном море.
Пару раз оно демонстрировало и более редкие катаклизмы — например, в 762 году ухитрилось полностью замерзнуть. Об этом рассказывают византийские летописи, где указано, что лед тогда покрывал акваторию от Крымского полуострова до территории современной Турции. Вместо кораблей купцам пришлось снаряжать караваны, которые шли по морю пешком.
Но и это еще не самое удивительное. В 1927 году в ходе мощного землетрясения Черное море загорелось, ощутимо попахивая тухлыми яйцами, о чем свидетельствовали очевидцы из Евпатории, Севастополя и с мыса Лукулл. Дело в том, что нижний слой воды тут насыщен сероводородом, способным к самовозгоранию и отличающимся взрывоопасностью. Ученые полагают, что он начал образовываться как раз в те времена, когда некогда пресное озеро превратилось в море. Тогда погибло множество живых организмов — разлагаясь, они и выделяли этот ядовитый газ. Со временем в толще придонного слоя развелись анаэробные бактерии, которым кислород для благоденствия не требуется, а затем продолжили активно производить сероводород, из-за чего нижние слои воды в море остаются «мертвыми».
Рассказы о животных
Именно из-за этой особенности фауна Черного моря чрезвычайно бедна, уступая в этом лишь невероятно соленому Мертвому и обжигающе холодному Северному. На 1 куб. км воды приходится лишь 37 кг биомассы, поскольку жить тут можно лишь на сравнительно небольшой глубине — не больше 200 м. Видов животных, наловчившихся обитать в водах не слишком гостеприимного моря, всего около 2,5 тыс.
Впрочем, сам набор фауны весьма любопытный. Одних только рыб тут насчитывается порядка 180. Среди них есть весьма опасные, например катран — акула, обитающая в черноморских водах. Сама по себе она людям не угрожает, весьма осторожна и не склонна приближаться к берегу, однако может преподнести неприятные сюрпризы. Само название вида происходит от греческого слова «колючий» — именно к семейству колючих и относится эта акула. Дело в том, что у первого и второго ее спинных плавников есть шипы, которые могут легко поранить, к тому же покрыты слизью, где весьма комфортно чувствуют себя многочисленные микроорганизмы. Стоит им попасть в рану, и воспаления не избежать — долгое время шипы даже считались ядовитыми. В древности, однако, люди знали, что отравы как таковой они не содержат, и даже использовали их в качестве зубочисток.
Кто действительно токсичен, так это большой черный дракон, любящий зарыться в песок на мелководье. Это одна из самых ядовитых европейских рыб. Опасность представляет его шипастый гребень, расположенный рядом с ядовитыми железами. Если случайно наступить на неприметную рыбу, через рану от острого шипа в кровь поступит отрава весьма неприятного действия: она разрушает эритроциты, нарушает работу сердца и нервной системы, пагубно воздействует на мышцы. Кислород сразу начинает хуже усваиваться, дышать становится сложнее, плюс ко всему стремительно развивается аллергическая реакция, что в отдельных случаях может привести даже к летальному исходу.
Живет в Черном море и скорпена — «коллега» дракончика-отравителя. На ее спине и плавниках располагаются ядовитые колючки. Раны от них весьма болезненны, вызывают отек, головокружение, тошноту и пр.
Среди фауны Черного моря можно встретить и достаточно неожиданных представителей животного мира. Так, вряд ли кому-то придет в голову искать у теплого моря тюленей, однако один из них, белобрюхий, известный также как средиземноморский тюлень-монах, еще в ХХ веке встречался на Южном берегу Крыма и в некоторых других местах черноморского побережья. Увы, этот вид относится к чрезвычайно редким, он внесен в Красную книгу МСОП в категории «вид, находящийся под угрозой исчезновения» — численность этого тюленя оценивается всего в 600–700 особей. Он практически исчез из Черного моря. Некогда обитавший на побережьях Болгарии, Турции и России, за XXI век белобрюхий тюлень буквально пару-тройку раз был замечен на территории последних двух стран, а первую и вовсе, похоже, полностью покинул. Основными причинами этого ученые считают беспрестанную стройку у Черного моря и все возрастающую транспортную нагрузку на Босфор и Дарданеллы.
Другое местное краснокнижное животное — дельфин. Всего их здесь три вида: афалина, белобочка и азовка. Под охраной находятся два первых.
Моллюски тоже чувствуют себя в Черном море весьма вольготно, их видовое разнообразие достаточно широкое. Некогда здесь водились даже устрицы, но их практически извели «пришельцы»-рапаны, которых завезли в местную акваторию с Дальнего Востока. Поскольку естественных врагов этих хищников — морских звезд, регулирующих их численность, — в Черном море отродясь не водилось, они неконтролируемо размножились, пожирая все, что приходилось по вкусу.
Мистическая история
В бархатный сезон воды Черного моря иногда начинают переливаться потусторонним сиянием, словно в них резвятся звездочки. Этот эффект создает водоросль типа планктона с говорящим названием «ночесветка», или «морская свечка». Мерцать холодным синеватым светом ей позволяет особое вещество, которое ученые назвали «люциферин», по имени владыки ада Люцифера. Компанию ей составляет другой светящийся вид — перидинея. К концу августа вода как следует прогревается, и планктон начинает активно размножаться, сбиваясь в стаи. В это время и появляются необычные световые эффекты.
Кроме водорослей, подобными особенностями обладают некоторые виды гребневиков и ряд медуз, таких как аурелия и корнерот. Правда, близкое знакомство с последним может оказаться не слишком приятным — его щупальца ядовиты.
Приключенческий роман
На дне Черного моря покоится неисчислимое количество затонувших судов. Ученые предполагают, что их около 200, но цифра эта весьма условна — если количество тех, что погибли в ХХ веке, можно подсчитать достаточно точно, с более старыми возникают проблемы. По поводу потерпевших кораблекрушение в XVIII–XIX веках еще можно найти какие-то данные в архивах, но все, что было прежде, покрыто мраком.
Между тем в акватории нашли ряд ушедших на дно моря памятников, относящихся к византийскому периоду и Средневековью, а в 80 км от Болгарии в 2018 году обнаружили древнегреческое судно, построенное около 2,4 тыс. лет назад. Исследователи, которые его видели воочию, уверяют, что выглядит объект так, словно пошел на дно вот только что. Это одна из особенностей Черного моря — сероводород, делающий его нижние слои нежилыми для подавляющего большинства живых организмов, служит весьма эффективным консервантом для органических материалов, которые в обычной воде давным-давно бы канули в небытие. Здесь можно обнаружить редкой сохранности деревянные суда, тетради с записями, древние свитки — настоящие сокровища в глазах ученых.
Многие из артефактов на данный момент еще даже не обнаружены, так что Черное море может преподнести в будущем немало неожиданных сюрпризов исторического толка. И не только исторического. У него много тайн, и раскрывает оно их постепенно.
Ольга Ладыгина
Ваш отзыв
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.