7 смертных грехов: откуда взялись и актуальны ли сегодня?
Семь смертных грехов — классификация пороков в христианских учениях. «Смертными» их назвали не потому, что за них карают смертью, а потому, что они приводят к смерти души.
К смертным грехам относятся: гордыня, жадность, гнев, зависть, похоть (блуд), чревоугодие и уныние. Этим грехам противопоставляют семь добродетелей (если вам интересно узнать и о них, напишите в комментариях и я подготовлю статью о них).
Смертные грехи восходят к новозаветному Первому посланию от Иоанна: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился».
Представление о смертных грехах нашло развитие и у отцов-пустынников, в особенности, у Евагрия Понтийского, который называл семь злых помыслов, которые необходимо преодолеть. Его ученик, Иоанн Кассиан, благодаря своей книге «О правилах общежительных монастырей», сделал эту классификацию известной в Европе, где она стала основой для католической конфессиональной практики.
Гордыня:
Этим грехом были поражены первые люди в раю, Адам и Ева, когда решили нарушить запрет Бога на вкушение плодов с дерева добра и зла. Гордыня считается не только самым серьёзным, но источником других смертных грехов…
В Древних Афинах гордыня считалась одним из величайших преступлений и использовалась для обозначения наглого презрения, которое может заставить человека прибегнуть к насилию. Аристотель определял высокомерие как надругательство над жертвой ради собственного удовольствия. Значение этого слова изменилось со временем. Например, Данте определил гордыню как «любовь к себе, превратившуюся в ненависть и презрение к ближнему».
Жадность:
Жадность также известна как скупость, алчность и корысть — это грех желания. Согласно определению, данному вне христианских писаний, жадность — это чрезмерное потребность в обладании большим, чем потребно человеку, особенно в отношении материального богатства
В Чистилище Данте кающихся связывают и кладут на землю лицом вниз за чрезмерную сосредоточенность на земных мыслях. Накопление, кража и грабёж, особенно с применением насилия или обмана — все это действия, которые могут быть вызваны жадностью. Такие проступки могут включать симонию, когда кто-то пытается купить или продать таинства, включая священство и, следовательно, авторитетные должности в церковной иерархии.
Гнев:
Гнев — еще один из смертных грехов, свойственных человеку, приносящих вред душе и окружающим. Гнев возникает как реакция на какие-либо действия, кажущиеся человеку неправильными и вызывающие у него недовольство и возмущение.
Однако гнев не всегда является грехом. Существует тип гнева, одобряемый Библией, который называется «праведным негодованием».
Зависть:
Зависть, как и жадность или похоть, характеризуется ненасытным желанием. Она возникает из тщеславия и отделяет человека от его ближнего. Святые отцы называют зависть «плачем» о чужом счастье и благополучии. Зависть была причиной убийства Каином своего брата Авеля, поскольку Каин завидовал Авелю, потому что Бог одобрил жертву Авеля, а не жертву Каина.
Зависть может быть похожа на ревность в том смысле, что они обе недовольны чьими-то чертами, статусом или способностями. Также зависть напрямую связана с Десятью заповедями: «И не возжелай … того, что принадлежит соседу».
Данте определил зависть как «желание лишить других людей того, что принадлежит им». В «Чистилище» Данте завистников наказывают зашитыми проволокой глазами за то, что они получали греховное удовольствие, видя, как других унижают.
Похоть:
Вожделение или похоть — сильное желание. Обычно вожделение ассоциируют с сильным или необузданным сексуальным желанием, которое может привести к блуду.
Данте определял похоть как беспорядочную любовь к людям. Также похоть считается наименее серьёзным смертным грехом, так как это злоупотребление способностями, которые люди разделяют с животными, а грехи плоти менее тяжкие, чем грехи духовные.
В «Чистилище» кающийся ходит в огне, чтобы очистить себя от похотливых мыслей и чувств. В «Аду» непрощённые души, виновные в похоти, вечно разносятся неугомонными ветрами, символизирующими отсутствие самообладания в земной жизни.
Чревоугодие:
Чревоугодие — чрезмерное увлечением и потребление чего-либо. Слово происходит от латинского gluttire, что означает глотать.
Средневековые авторитеты (например, Фома Аквинский) придерживались более широкого взгляда на обжорство, утверждая, что оно также может включать в себя навязчивое ожидание еды и чрезмерное увлечение деликатесами и дорогостоящей пищей.
Фома Аквинский выделял даже пять форм обжорства:
- Laute — есть слишком дорого
- Studiose — есть слишком вкусно
- Nimis — есть слишком много
- Praepropere — есть слишком часто
- Ardenter — есть слишком жадно
Самым серьёзным из них считается считается ardenter, так как это страсть к простым земным удовольствиям, которая может заставить есть импульсивно или даже свести жизненные цели к еде и питью.
Примером является то, что Исав продал своё первородство за чечевичную похлёбку: «нечестивый человек … который за кусок мяса продал своё первородство», а позже «не нашёл места для покаяния, хотя и искал его тщательно, со слезами» [Быт. 25:30].
Л. Джордано, «Исав и Иаков (продажа первородства)», 1695 — 1696.
Уныние:
Уныние — состояние апатии и подавленности, при котором человек не заинтересован своим положением и происходящим вокруг, а также может быть не в состоянии исполнять свои жизненные обязанности.
Гравюра Иеронима Вирикса, «Уныние» (XVI век).
Уныние наступает, когда человек считает себя пойманным в ловушку отрицательных мыслей. Ему кажется, что наступила беспросветная мгла и больше он никогда не увидит света.
Актуальность:
Размышляя о семи смертных грехах сегодня, мы обнаружим, что эти древние понятия удивительным образом перекликаются с современными психологическими представлениями о человеческом поведении.
Например, грех зависти соответствует чувству неадекватности, часто проистекающему из низкой самооценки. Обжорство же традиционно рассматривается как чрезмерное потакание, связанным с компульсивным поведением и зависимостью. Жадность, неутолимое желание получить больше, соответствует тому, что психологи называют материалистической ценностной ориентацией. Похоть, характеризующаяся непреодолимой потребностью в физическом или эмоциональном удовлетворении, в психологических терминах обозначена как импульсивность и компульсивное сексуальное поведение.
Гордость, которую называют корнем всех грехов, находит свой психологический аналог в нарциссизме и эгоизме. Уныние перекликается с симптомами депрессии и отсутствием мотивации. Гнев же тесно связан с современным пониманием проблем управления гневом и межличностных конфликтов.