Всё о чём вы еще не знали

Что? Где? Когда? Как?

Семь любопытных фактов о средневековье, о которых не каждый задумывается

Ваш отзыв

Доктор Карен Демпси, археолог, которая специализируется на изучении средневековых замков, в своей работе делится неожиданными фактами о повседневной жизни в этих впечатляющих архитектурных шедеврах минувших эпох. В ходе своей научной работы она проанализировала предметы, которыми пользовались жители замков, а также те люди, в обязанности которых входило поддержание в замке порядка.

Помимо того, что в средние века основной ролью замка была военно-оборонительная функция, тем не менее, замки были резиденциями королей, рыцарей и прочих более или менее родовитых дворян. В своем роде замок представлял собой своеобразное свидетельство могущества и положения в обществе своего владельца.

В замке не жили круглый год

Да, замок являлся домом, или, даже если хотите, родовым гнездом, но… он не являлся местом постоянного жительства. Хозяин замка, его семья и почти весь штат прислуги регулярно переезжали из замка в замка. При этом они везли за собой буквально все: кровати, постельное белье, посуду, гобелены, канделябры, сундуки, и, даже, растения в горшках и кадках.

Сложно представить, каким должен быть обоз, способный вместить внутреннее убранство всех помещений замка. А по факту, обозы были не так уж и велики. Это обстоятельство заставляет нас задаться вопросом: а все ли комнаты в замке были заселены? Ответ напрашивается сам собой — нет. В замках использовалось ровно столько помещений, сколько было необходимо для обеспечения комфортной по средневековым понятиям жизни обитателей замка. Все остальные комнаты стояли пустыми и служили лишь для поддержания внешнего антуража.

Поезд перемещающихся из замка в замок насчитывал от 30 до 150 человек. Ехали все вместе: глава семьи с супругой и многочисленными детьми. За ними следовали работники кухни, конюхи, няньки, личные помощники, домашний капеллан и, конечно же, стража.

Количество проживающих в замках резко отличалось в зависимости от сезонности. Кроме того, замки наполнялись многочисленными гостями в дни религиозных праздников. Так, приехав на Пасху, гости могли остаться немного погостить, месяцев так на три — пять — шесть…. Как вам?

А что же происходило с покинутым на время замком? О! Все очень прозаично. За месяцы пребывания в замке людей, его успевали так загадить (милостиво прошу извинить за использование грубого слова), что следующие несколько месяцев, оставшаяся в замке прислуга чистила его и проветривала. В общем, готовила к новому нашествию обитателей замка.

Туалеты не были такими грязными и вонючими, как принято считать

Туалеты замка, называемые гардеробами представляли собой деревянный или каменный балкончик со сквозным отверстием в полу, через которое сбрасывались отходы.

Эти уборные обычно располагались на более холодных северных стенах первых этажей или с подветренной стороны замка. Чаще всего их размещали вплотную к углу здания, как можно можно дальше от главного входа, хотя… это не всегда удавалось. Только в очень редких случаях гардеробы выходили во внутренний двор, но, это скорее исключение из правил.

Хотя средневековые люди и не соблюдали такой уровень гигиены, как сегодня, тем не менее, по-своему они были относительно чистоплотными. В разные периоды времени существовали различные способы очищения афедрона после акта дефекации, но грязным уж точно из гардероба никто не выходил. На это указывает тот факт, что неподалеку от гардеробов зачатую были отведены места для мусорных ведер (как сегодня мы бы их назвали).

Иногда, если в замке постоянно находилось большое количество народа, например, когда замок выполнял роль не только жилого помещения, но и оборонительную функцию и в нем постоянно дислоцировался гарнизон, то… эту проблему приходилось решать особым образом. В отдалении от основного замка строилось отдельное оборонительное сооружение, соединенное с замком крытой галереей. Эта то обособленная башня и служила отхожим местом для большинства проживающих.

По понятным причинам данскер, как назывался этот общественный туалет, старались построить над рекой или обрывом. Если же рельеф местности этого не позволял, то, под ним регулярно дежурили специально обученные люди с лопатами. Интересно… обеспечивали ли их спецодеждой?

К слову сказать, башни-данскеры, помимо того, что их использовали как уборные, представляли собой совершенный оборонительный элемент, ибо все понимали, что не рационально тратить огромные средства и силы на постройку простого туалета…

А чтобы никто не заблудился и по дороге с ним не случился конфуз, дорогу к данскеру указывали указатели…

Средневековые женщины не сидели целыми днями у окна

Конечно, феминизм в том виде, каким мы его знаем сегодня, не существовал в средние века. Однако, отдельные поступки женщин заставляют нас обратить внимание на то, что их поведение выходит за стандартные рамки ограничений, установленных патриархальным обществом.

Свою «подрывную деятельность», направленную в пику господства мужчин, средневековые женщины вели по-разному. Сегодня нам это может показаться наивным, однако тогда, для представительниц прекрасного пола это был единственный способ заявить о том, что женщина — это не тень мужчины, а самостоятельная личность.

Так, не секрет, что женщины не могли участвовать в жизни церкви наравне с мужчинами. Например, им не дозволяется прикасаться к алтарю. Тогда они, заметьте, под совершенно благовидным предлогом, вызывались изготовить своими руками покров для алтаря, тем самым, через свое изделие их руки касались священной для каждого христианина реликвии. А что мужчины? Они все это приписывали благочестию, послушанию и кротости своих жен. И гордились ими, даже не подозревая какой огонь протеста бушует в их сердцах.

Конечно нельзя утверждать, что это был классический пример проявления феминистских течений, но, безусловно, это был способ ловко обойти запрет на прикосновение.

Другой, более очевидный способ заявить о себе заключался в том, что многие женщины, которые однажды были замужем и овдовели, предпочитали оставаться в этом статусе и более не вступать в повторный брак. Вдовы занимали особое место в обществе. В вопросах собственности и богатства они приобретали права, мало чем уступающие правам мужчин. Более того, вдова считалась главой семьи.

Но даже если с благоверным супругом все было благополучно и он просто отправился… скажем в крестовый поход, в это время всеми делами управляла его супруга. На этот период на всех нападали временное помутнение рассудка и амнезия. Окружающие забывали, что женщина — слабое существо, не способное мыслить и принимать решения. К ней шли с просьбами и жалобами, она подписывала документы, от нее ждали распоряжений по управлению замком и поместьями, а иногда, при необходимости, на ее плечи ложилась и защита замка от нападения.

Замки не всегда были мрачными и холодными

Как правило, замки изображаются темными и мрачными. Глядя на эти рисунки нам представляются образы полузамерзших обитателей замков, укутанных в три шубы. Очень может быть, что некоторые из замков действительно таковыми и являлись, но… далеко не все.

Чаще всего, в большом зале замка, хозяин которого имел средства, в холодное время года постоянно жарко горел открытый очаг. Именно он был основным источником тепла и света. Но так было лишь до XII века. А позже появились камины, которыми оборудовались все жилые помещения замка. Гобелены на стенах замка играли не только эстетическую роль, но и служили для сохранения тепла. В личных покоях, помимо камина, тепло помогали сохранить кровати с балдахинами.

Если очутившись в средневековом замке внимательно присмотреться к стенам, то можно увидеть множество небольших квадратных выемок. В давние времена в них помещали свечи и лампы, которые обеспечивали освещение и давали дополнительное тепло. Чем выше хозяин замка стоял на социальной лестнице, тем ярче горели свечи и тем сильнее был аромат пчелиного воска. В замках победнее стоял тяжелый запах животного жира.

Спальни не были личным пространством

Средневековые представления о конфиденциальности сильно отличались от современных. Так, если в Вашей спальне вместе с вами находится несколько человек, то нечего жаловаться. Это же не полсотни человек, что уже собрались в главном зале в ожидании ужина!

В господских спальнях кровать всегда имела балдахин. Ее украшали гербами и другими геральдическими символами или библейскими сценами. Однако, кровать предназначалась не только для сна. Часто она служила местом отдыха, или… рабочим кабинетом. Хотя мода принимать посетителей в постели появилась чуть позже, тем не менее и в средние века лорд или сеньор вполне мог себе позволить подписать пару указов не вставая с постели.

Самые старые сохранившиеся кровати в Англии датируются XV веком. Чем выше по социальной лестнице владелец замка, тем изысканнее кровать. Бедный люд спал и вовсе без кроватей. Хорошо, если имелся тюк с соломой.

Детей любили и ценили

Дети аристократов часто воспитывались при Дворе. Но, даже если столь высокая честь обошла семью стороной, благородные отпрыски все равно получали образование вдали от дома. Зачастую детей увозили из дома еще в раннем возрасте. За ними следовала кормилица и целый штат прислуги.

На наш взгляд такой подход к воспитанию детей эгоистичен, если не сказать возмутителен. Но, не будем забывать, что оценивать средневековье, где царили совершенно иные социальные нормы, касающиеся воспитания детей, по современным меркам совершенно не верно. Интерпретировать подобное поведение родителей по отношению к детям как отсутствие любви, будет ошибочным.

Сохранились многочисленные свидетельства того, что детский досуг был достаточно разнообразен. Дети играли в тематические игры. При раскопках было обнаружено большое количество игрушек, среди них прекрасно сохранившаяся маленькая оловянная птичка, найденная в Лондоне, куклы, рыцари и фигурки животных. У детей имелась миниатюрная мебель, которая, как полагают, использовалась для обучения детей их роли в обществе.

В похоронной практике к детям относились особым образом. Нередко детей хоронили отдельно от взрослых, с западной стороны церкви. Особое внимание уделялось их погребальным обрядам.

Отношение к женскому регулярному циклу

Прямые археологические свидетельства о том, как женщины облегчали себе жизнь во время менструаций весьма ограничены. Вероятнее всего, в критические дни женщины использовали текстиль, поэтому, нет ничего удивительного в том, что он не сохранился до наших дней. Однако, имеется достаточно косвенных указаний на то, как женщины справлялись с менструальными и родовыми болями.

На территориях некоторых средневековых замков до сих пор произрастают растения, посеянные много веков назад. Примечательно, что даже по прошествии столь продолжительного времени можно различить некоторое зонирование. Так, дикорастущие, но некогда декоративные растения, произрастают в отдалении от растений, которые лекари и аптекари использовали для приготовления лекарственных средств.

Так, в одном из старейших замков Англии — замке Руддлан, который был построен еще Эдуардом I, сохранились весьма убедительные свидетельства некогда существовавшего там королевского лекарственного огорода. Среди растений, что продолжают произрастать на территории замка, где их некогда посеяли заботливые руки, можно встретить белену (Hyoscyamus niger) и дикий шалфей (Salvia verbenaca). А по соседству с ними буйствует крапива.

Не секрет, что белена часто использовалась в качестве успокаивающего и обезболивающего средства, в том числе во время менструации или родов.

До наших дней дошли некоторые источники, повествующие о женской гигиене средневековых представительниц прекрасного пола. Так, в Старо-английском гербарии XI века, на прекрасной латыни приведено несколько весьма любопытных рецептов для облегчения менструальной боли:

«Возьмите растение urtica, растолките его в ступке, добавьте немного мёда и влажной шерсти. Смазывайте гениталии».

Всё бы ничего, если бы не основное вещество сего лекарственного средства. Urtica — это крапива. Могу себе представить глаза женщины, которая, доверившись автору этого научного трактата, добросовестно выполнила рекомендации умника, составившего гербарий. Не сомневаюсь, что это был мужчина…

Наконец, стоит упомянуть о существовании социальных табу в отношении менструальной крови. Священнослужители утверждали, что одного взгляда нечистой женщины достаточно, чтобы отравить младенца, загубить посевы, и, что еще страшнее, испортить пиво… Одно радует, в средние века женщины чаще ходили беременными, и, хочется надеяться, что боли критических дней их не часто беспокоили…

источник

Автор: admin

13 Июл 2024 в 8:18