Монах, врачеватель, сатирик: Франсуа Рабле и его единственная любовь
В XVI веке от монахов требовали аскетизма, равнодушия к мирскому, целибата. Но мало кто отваживался отказаться от всех благ земных, ради тех, что ему сулили небо. Не был в этом плане исключением и знаменитый писатель Франсуа Рабле, автор «Гаргантюа и Пантагрюэль». Правда, любовь в его жизни была одна и единственная.
Беспризорник и завсегдатай кабаков
Точной даты рождения Франсуа Рабле не знает никто. Предположительно, он появился на свет между 1483 и 1495 годом. Отец его был не из богатых, очевидно, зарабатывал на жизнь содержанием кабака или аптекарским мастерством. О матери известно еще меньше. Она исчезла из жизни будущего писателя, когда тому еще не было и 10 лет. Более того, Рабле не оставил после себя ничего кроме своих работ, даже изображений его не сохранилось, никто и сейчас не знает, как он выглядел.
Детство прошло в кабаке, куда стекался весь рабочий и не только люд. Здесь были пьянствующие монахи, военные, проститутки, нищие, воры и грабители. Всякого пришлось навидеться. В будущем Рабле использует свои детские воспоминания и чувства для описания героев и их поведения в своих книгах.
У отца нашлись деньги на обучение отпрыска во францисканском монастыре. Монахи должны были сделать из юноши образцового члена общества, но как он уже знал, сами были не без греха. Позже его перевели в другое место, затем он попал в аббатство. Стезя будущего была намечена. Франсуа ничего не оставалось, как тоже стать монахом. Но в отличие от своих собратьев – монахом образованным. Он много читал, прежде всего книги по медицине. Поступил в 1530 г. в университет Монпелье, где изучал медицину, анатомию для тех времен знал едва ли не лучше всех прославленных врачей. Позже преподавал в этом же университете.
Монашескую жизнь не бросил, но еще раз сменил монастырь. Выбор пал на бенедектинцев. Они были не столь консервативными и вполне одобряли тягу молодого человека к наукам, чтение древних греков, во всяком случае, тут не считалось вольнодумством.
К сожалению, о жизни в кругу монахов известно еще меньше, чем о детстве Рабле. Также неизвестно, когда именно он начал писать, но точно после окончания университета. Попутно он лечил больных. Но денег не хватало, потому Рабле и приступил к созданию большого пятитомного труда, названного «Гаргантюа и Пантагрюэль». В нем он в достаточно жесткой сатирической форме обличал современные ему характеры и профессии. Нашлось место на страницах книги и пьянству священнослужителей, и развратной знати. Книга читателю понравилась. Она его смешила и одновременно заставляла оглянуться и в ином свете посмотреть на тех, чья святость, казалось бы, должна оставаться неоспоримой.
Роман принес писателю славу, но одновременно и проблемы, поскольку его многие хотели наказать за столь большую откровенность. Но поскольку книга выпускалась анонимно, веских доказательств не нашлось. Рабле удалось избежать суда.
Семьянин
Рабле был вольнодумцем, но никогда распутником. Об его похождениях, о его романах с женщинами ничего неизвестно. В век, где из простого слова, брошенного в адрес незнакомки, делали красивую, а иногда и трагичную историю, почти невозможно представить, что любовные дела Рабле оставались бы тайной.
Единственной его женщиной была некая Жанна. С ней он познакомился уже в сорокалетнем возрасте, когда стал задумываться о создании семьи.
Кем была Жанна, чем занималась неизвестно. Истории досталось лишь имя их сына. Мальчика назвали Теодуль. Он стал светом в окошке для родителей, вечно беспокоящихся о нехватке денег на еду и кров. К несчастью, ребенок прожил недолго, он скончался в возрасте двух лет от неизвестной болезни. Не спасло его даже мастерство его отца по части врачевания.
Смерть ребенка привела к распаду семьи, что стало с Жанной неизвестно, Франсуа же все больше углублялся в писательство.
Покровители
Писать Рабле мешали нехватка времени и денег. То время, которое он мог посвятить своим книгам, он посвящал пациентам. Это невероятно его удручало. Но к 1551 г. он стал уже достаточно знаменитым, чтобы привлечь внимание сильных мира сего. Им заинтересовалась первая женщина во французском королевстве. И это была не королева, а любовница Генриха II Диана де Пуатье.
Она окружила Рабле своим вниманием и лаской, пожаловала ему целый приход неподалеку от Парижа, ничего не желала так, как переписываться с писателем, вести с ним продолжительные беседы на самые разные темы. Сведений о том, были ли эти двое любовниками не сохранилось. Скорее всего, нет. Диана любила все необычное, Рабле к этому времени уже был в летах, пусть и не в преклонных.
Умер Рабле в 1553 г. Он прославился как величайший сатирик своего времени, умевший придумывать просто невероятные грустные, смешные, жизненные истории о людях, которые его окружали. Людей было много, еще больше сюжетов, а вот любовь, по всей видимости, была одна. Та самая загадочная Жанна. источник