Караваджо: буйство характера и полная приключений жизнь
Строптивый, своенравный и несгибаемый Караваджо был, без сомнения, одним из лучших художников эпохи Возрождения. Его характер помогал ему творить удивительные полотна, но он же добавлял ему проблем, которые в итоге стали для живописца фатальными.
Сомнительные сюжеты
На одном полотне Караваджо начертал собственное обезглавливание. Зачем творческий бунтарь это сделал? Натурщики бы ни за что не согласились так позировать. Ведь там девушка пронзает шею автора кинжалом. Да и денег, чтобы пригласить дорогих и талантливых натурщиков, на тот момент у Караваджо не было.
Картину живописцу заказала Фелида Меландроне. Художник желал шокировать и впечатлить свою клиентку. Его заказчицей была известная в Риме куртизанка. Сюжет для картины выбрал Караваджо, а куртизанка лишь дала согласие.
Согласно библейским мотивам история полотна основывалась на действиях Юдифи, которая желала освободить город от захватчиков. Когда Фелида увидела результат, то пришла в дикий восторг. Ведь девушкой, пронзающая шею кинжалом на полотне, была она сама.
Церковники не стали осуждать картину. Но знакомые художника предупреждали его, что изображать себя, истекающего кровью, считается плохой приметой. Мастеру было плевать на приметы. Он мечтал как можно скорее разбогатеть на своем творчестве.
В поисках платежеспособных клиентов Караваджо бывал в разных передрягах. Из-за его характера случались дуэльные поединки. Он даже пару раз попадал в тюрьму за свои выходки, но выходил на свободу прежним бунтарем.
Караваджо считал, что только воры и дамы полусвета понимали его в полной мере. Они не судили и не поучали его, а просто принимали таким, каким он был от рождения.
Проблемы с детства
Родом Караваджо был из одноименной с его прозвищем деревни. Он вырос недалеко от Милана. Родители назвали его Микеланджело, на улице все звали мальчика Микеле. Его отец служил каменщиком и скончался от чумы. Следом умерла и мать. Пятеро детей сделались сиротами.
Микеле с ранних лет неплохо рисовал. Так он стал подмастерьем в художественной мастерской. Юный живописец поначалу писал углем, затем перешел на краски. Талант его был неоспорим, но развитию мешала тяга к уличной жизни.
Караваджо в 17 лет перебрался в Рим. Сначала он желал писать портреты богатых, чтобы зарабатывать, но случайно нашел на одной из улиц Рима дом, где мужчины встречались с мужчинами.
Там богатые клиенты стали заказывать живописцу портреты своих юных любовников. Благодаря этой странице в жизни художника мир узнал полотна «Музыканты», «Лютнист» и подобные картины.
В 1599 году судьба решила добавить Караваджо немного благочестия. На его долю выпал крупный заказ. Предстояло расписать стены храма Сан-Луиджи. К заказу художник готовился серьезно. Прочел библию. Затем принял решение поместить на стены трагические библейские сюжеты такой силы, чтобы прихожане плакали, глядя на них.
Красивые драматичные сюжеты пришлись по душе настоятелю. Караваджо стали приглашать делать роспись в больших домах. Но заказ для храма Санта-Мария обернулся для художника неприятностями.
Караваджо решил написать преображение апостола Павла очень аллегорично. На стене церкви над апостолом нависла лошадь. Церковники аллегории не поняли и захотели художника судить. Караваджо не стал ждать расправы и бежал из итальянской столицы.
Потом живописец опять попал в лапы церковников за то, что списал облик Девы Марии с внешности куртизанки. Но на этом неприятности художника не закончились.
Пешком в Рим
Заказанный магистром Мальтийского ордена портрет, не понравился вельможе. Караваджо нарисовал рядом с рыцарем пажа по старой привычке. Паж вышел слащавым, магистр оскорбился и бросил художника в тюрьму.
Из тюрьмы Микеле спасли поклонники его творчества. Помогли бежать через туннель к морю, где его уже поджидала лодка. Художник некоторое время скрывался в Неаполе среди обожаемого им «сброда». Тогда-то до него и донесли весть, что Папа Римский захотел помиловать его.
Поначалу путь в Рим был приятным. Но на пути его ошибочно арестовали. Когда разобрались и отпустили, у Караваджо уже было украдено все имущество. Пришлось художнику идти в Рим ногами, а не ехать в повозке.
К сожалению, по пути к помилованию Караваджо подхватил лихорадку. Грязного и оборванного художника никто не взялся лечить. Денег у него не было. Караваджо умер на 37 году жизни в одиночестве.
Он так страстно искал себя в творчестве, так сильно опережал свое время, что просто не мог быть понятым другими людьми. Сегодня его полотна занимают достойное место в галереях Вечного города. Есть они и в частных коллекциях, а также на стенах церквей, которые живописец успел украсить за свою недолгую жизнь. Единичные полотна красуются в музеях Лондона, Нью-Йорка и Петербурга.