Как царица Артемисия любила и воевала одновременно
«Та самая, из 300 спартанцев!» Ксеркс впервые узрел ее на смотре флота перед походом на греков. И был удивлен женщиной-адмиралом. Решил узнать ее поближе.
Персидский царь Ксеркс готовился к покорению Греции. Учитывая предыдущую неудачу Дария (проигрыш при Марафоне) он подготовился капитально, как будто решил столкнуться с полумиром, а не с крошечным союзом полисов.
Была собрана небывалая в истории армия в 200-250 тысяч воинов. И такой же небывалый флот в 1200 триер. Ксеркс был уверен, что на этот раз все получится как надо. Разве можно противостоять такой махине?
Весной 480 до н.э. царь проводил смотр своему флоту. Он со своей свитой расположился на Сминфейском мысе. С самого утра мимо владыки бесконечной чередой проплывали боевые корабли. Каждая группа во главе с царьком, приславшим эти триеры или назначенным адмиралом.
Проплывая мимо Царя царей, флотоводцы низко склонялись. А Ксеркс благосклонно кивал. Вдруг он замер удивленно. Во главе маленькой эскадры из пяти кораблей была … женщина! Одетая в доспехи, с непокрытой головой. Ее жгуче-черные волосы развевались под ветром. Стоящий рядом евнух почтительно пояснил:
- Эти триеры из Галикарнаса. Их самолично ведет правительница города Артемисия.
- Это дело — не женское. Почему она решилась на такое?
- Сие неведомо, повелитель. Такова была ее воля.
Геликарнас был основан греками в 8-м веке до н.э. Владетель города управлял также и всей Карией (область на юго-западном побережье Малой Азии)
Ее отцом был Лигдамид — наместник города. В довольно юном возрасте Артемисия вышла замуж. Родила сына по имени Песинделид. Когда муж скончался — стала править Карией как регент. Узнав что Ксеркс собирает флот, тоже прислала пять кораблей, хотя никто ее об этом не просил. Царя не интересовала такая «мелочь». А уж возглавить эскадру ее точно не заставляли. Женщин на кораблях в ту эпоху не жаловали.
Судьбоносная встреча
Вечером того дня Артемисия явилась во дворец царя. Ксеркс повелел позвать заинтересовавшую его «воительницу». Он хотел с ней поговорить.
И вот она уже перед царем. И смело взирает на грозного владыку своими черными очами. Ксеркс усмехнулся при виде такой смелости.
- Почему ты повела свои корабли?
- В Карии нет достойных флотоводцев, — ответила женщина. — Лишь со мной персам будет сопутствовать удача.
Царю стало весело. — У меня более тысячи кораблей. Как могут твои пять изменить непреложное?
- Ты великий, но без меня тебе не победить греков!
Ксеркс оторопел от такой смелости. И чуть было не прогнал нахалку. Но … передумал. И милостиво дозволил гостье остаться на ужин. А потом — и до утра. Вот так это всё и произошло.
Артемисия стала для Владыки не просто возлюбленной, но другом. Он поднял эту мелкую царицу до самого ближнего круга. Она принимала участие даже в военных советах.
В трехдневной морской схватке при Артемизиуме (это просто одноименный мыс) царица проявила себя с самой лучшей стороны. Дралась храбро и заслужила всеобщее уважение. А ведь за ее голову греки назначили награду в 10.000 драхм!
Кто не в курсе. Когда Ксеркс штурмовал Фермопилы, его флот хотел высадить десант за спиной спартанцев. Дабы не допустить этого, греческий флот преградил персам пусть и три дня сдерживал их. Узнал о поражении Леонида, греки уплыли к Саламину.
На царском совете Артемисия единственная проявила мудрость и отговаривала от схватки.
- Афины уже взяты. Надо просто двинуться на Пелопоннес и греки сами разбегутся, защищать свои города.
Но ее голос был одинок. Все остальные хотели атаковать. И царь принял роковое решение.
При Саламине греки применили хитрую тактику. Они топили персидские флагманы, на которых находились главы эскадр. Такие корабли были отмечены особыми знаками. Вот ими-то и занялись в первую очередь. А когда всех перетопили, то оставшиеся без руководства триеры стали беспорядочно отступать.
Артемисия увидела, как огромный греческий корабль несется на нее и дала команду отступать. Но на пути оказался союзный корабль. Царица не стала раздумывать:
- Таранить его!
И союзник пошел ко дну. Греки, видя такое, решили что перед ними дружеский корабль и оставили царицу в покое. А Ксеркс, увидев сей эпизод, решил что его подруга затопила вражеский корабль и восторженно воскликнул:
- Мужчины превратились в женщин, а женщины стали мужчинами!
После потери флота Артемисия посоветовала Ксерксу вернуться домой. И на этот раз царь ее послушал. Дома он занялся «семейными делами», став приставать к жене брата — красавице Шерин.
Артемисия тоже вернулась домой. Где благополучно правила не менее 20 лет. Ее кончина окутана тайной.
Спустя 13 веков историк Фотий поведал, что сердцем царицы овладела безумная страсть к юнцу, почти мальчишке по имени Дардан. Но тот отверг любовь царицы. И тогда она велела ослепить Дардана. Однако не силах справиться с чувством, бросилась со скалы в море.
Откуда Фотий это взял — тайна покрытая мраком. Может выдумал, а может и нет. Дело давнее.. источник