Кто такой козел отпущения и зачем он был нужен евреям?
Думаю, этот фразеологизм слышали все, и каждый вполне понимает его значение. Но вот историю его кто-то может и не знать, и давайте сегодня говорим именно об этом. Фраза имеет ветхозаветное, то есть, древнееврейское происхождение, и возникла из иудейской религии.
Главный еврейским праздником был и является Йом-Кипур, который всегда понимался, как день искупления и покаяния. В это время весь народ должен был вспомнить о своих грехах и молить Всевышнего о прощении. Первосвященник, то бишь, главный иудейский жрец, должен проследить за исполнением следующего обряда.
В Йом-Кипур в Иерусалимский храм приводили четырех животных — барана, быка и двух козлов. Трое из них должны быть использованы в качестве покаянной жертвы и поднесены на алтарь во имя Господа, а вот четвертого ждала куда более интересная судьба.
Традиция гласила, что козлы должны быть примерно одного размера и возраста, похожи по внешнему виду и куплены за одну цену. Первосвященник, которому помогали его подчиненные, доставал из деревянной коробки два маленьких свитка. На одном из них было написано, что козел для Бога, а на другом — что для отпущения. После этого он признавался в своих собственных грехах и в грехах своего народа, и просил Всевышнего их простить. На рога животному привязывали кусок красной ткани, и другой священник, рангом поменьше, его уводил.
Примерно в двенадцати километрах от Иерусалима находилась гора, которая сегодня носит имя Джабель Мунтар. Именно туда пролегал путь человека, которому доверили козла. По дороге должны быть заблаговременно устроены десять шатров с едой и питьем, но священник символически отказывался от этого.
Когда он подходил к высокой скале, то разрывал напополам красную ткань. Одна часть оставалась на рогах козла, другая привязывалась к одному из уступов. После этого животное сбрасывали вниз, и оно расставалось с жизнью примерно на половине пути от ударов о камни. Сопровождающие с благоговением ожидали в удалении.
Поскольку считалось, что во времена Иерусалимского храма Бог пребывал непосредственно рядом со своим народом, в это время происходили мелкие чудеса, которые тогда мало кого удивляли. Одним из них было то, что красный кусок полотна в случае прощения Господом грехов должен был побелеть. Как говорят, еще три столетия до нашей эры такое случалось постоянно. Но затем стало происходить через раз, что считали ухудшением нравов.
Еще в древности обряд вызывал насмешки иностранцев, которые критиковали религию евреев, равно как и недоумение у некоторых иудеев, что искренне верили. Дело было в некоторых особенностях семитского языка. В древнем иврите козел назывался ла-азазель ( לעזאזל ), что в переводе означало «для отпущения».
Но после возвращения из вавилонского плена дети Сиона свой язык стали забывать и постепенно перешли на всеобщий арамейский. В это время слово Азазель стало трактоваться, как личное имя демона или павшего ангела. За три столетия до нашей эры была составлена так называемая книга Еноха, которая приписывалась древнему прадеду патриарха Ноя.
В ней приводился рассказ о павших ангелах и их человеческих детях, а также история про сильного ангела Азазеля, который нарушил волю Господа. Он научил мужчин воевать, а женщин — пользоваться косметикой. И за это был лишен своих крыльев и навеки погребен под скалой.
Именно поэтому заповедь про козла отпущения вызывала удивление у людей, которые утверждали, что в иудаизме имеются бессмысленные языческие обычаи — жертвовать одного козла Богу, а другого — своего рода, дьяволу. Впрочем, мудрецы прошлого считали, что таким образом Яхве испытывает свой народ, предписывая ему такую странную заповедь. источник