Что такое эффект кобры?
Взгляните на этот дом над обрывом. Это, наверное, самая знаменитая фотография частного владения в мире. Называется она «Фотография побережья № 3850». А прославилась благодаря вот какому курьёзному и поучительному случаю.
В 2002 году в США в рамках правительственной программы наблюдения за эрозией почв была произведена фотосъёмка калифорнийского побережья. Всего было сделано 12 000 фотографий. На три тысячи восемьсот пятидесятой фотографии оказался запечатлён дом знаменитой (и замечательной!) певицы и актрисы Барбары Стрейзанд.
Неизвестно, как певица об этом узнала, и сама ли она посчитала этот факт «нарушением приватности», или адвокаты подсказали, но в 2003 году против фотографа был выдвинут судебный иск с требованием взыскать с него 50 миллионов долларов. Сразу скажем, иск провалился, и Барбаре Стрейзанд пришлось возместить судебные издержки, но интересно другое.
До того, как иск был подан, «приватная фотография» с домом Стрейзанд была скачана с сайта всего 6 раз в течение года (два раза из этих шести – её адвокатами). Через месяц после подачи иска изображение просмотрели уже полмиллиона интернет-пользователей…
С тех пор известное правило «Если хочешь добиться от людей какого-то действия – запрети им его совершать» носит красивое название «Эффект Стрейзанд». (А раньше вспоминали вот этого бородатого человека.)
Отталкиваясь от уютного домика Барбары, переходим к Эффекту кобры.
Но сперва интересный факт. В минувшем 2021 году среди россиян резко повысился спрос на недвижимость за рубежом. И количество валютной прибыли, выведенной из России, выросло на 50 процентов по сравнению с предыдущим годом.
А ведь год был очень тяжёлым! Как же это получается – в стране и мире такие трудности, а отдельные категории граждан продолжают богатеть?
Ну, во-первых, во время кризисов всегда происходит перераспределение ресурсов. Например, уничтожается мелкий бизнес. Но спрос, который он удовлетворял, никуда не девается! Он переходит к крупному бизнесу. Но это мелочи, доли процента.
Во-вторых и в-главных: больше всех во время кризиса богатеет тот, кто с этим кризисом борется. (У кого дома просто завались гуталина? У сторожа гуталиновой фабрики.)
Главный способ разбогатеть во время кризиса – это осваивать бюджетные средства, выделяемые на борьбу с кризисом. Не «воровать» – а именно «осваивать» – расходуя как бы по назначению (на себя, борца, тоже) и одновременно заботясь о том, чтобы поток средств впредь не ослабевал…
Объяснить эту задачку нам как раз и поможет другой эффект – с красивым названием «Эффект кобры».
В 1870 году английские колониальные власти в Индии назначили награду за каждую убитую кобру; так предполагалось бороться с ростом случаев ядовитых укусов. Отличный пример чиновного мышления, иллюстрируемый фразой из «Фауста» Гёте: «Суха теория, мой друг, лишь древо жизни пышно зеленеет».
За команду «Древа жизни» выступили местные жители, быстро (в отличие от английской администрации) сообразившие что к чему и принявшиеся… специально разводить кобр и сдавать их за вознаграждения «в промышленных масштабах».
А когда власти поняли, что не справляются с «урожаем кобр», и отменили награду, индусы просто-напросто… выпустили ненужных кобр на свободу. И статистика укусов выросла вчетверо.
В 2002 году немец Хорст Зиберт выпустил книгу под названием «Эффект кобры», в которой рассматривал связь между ростом пособий по безработице и ростом самой безработицы (чем выше пособие, тем меньше понимания у пакистанских беженцев, зачем им вообще работать).
Как заставить работать «Эффект кобры» в наших условиях?
Ну, можно назначить «кризисные доплаты» тем, кто с этим кризисом борется. Скажем, так: по 50 тысяч рублей за каждого пострадавшего от кризиса… (А как вы там эти 50 тысяч освоите да поделите, смотрите на месте, наше дело выделить.)
Как ещё? Догадайтесь! Может быть, и вас ждёт домишко в Турции стоимостью 250 тысяч долларов? источник