Всё о чём вы еще не знали

Что? Где? Когда? Как?

В каком возрасте попадали в гарем и почему? Чему там обучали в первую очередь?

Ваш отзыв

Обычно, когда в фильмах или книгах живописуют восточные гаремы, в них фигурируют обитательницы, может, и живописные, но весьма далекие от реалий этих заведений.

Отличия обнаруживаются практически во всем, начиная от нарядов и заканчивая внешностью самих наложниц.

Это можно понять: и зрителю, и читателю все же приятнее видеть героев хотя бы отчасти похожими, если не на него самого, то хотя бы на его мечты.

Любоваться на то, что слабо вписывается в современные нормы, по вкусу не каждому и не каждой. А уж смотреть на то, что грубо нарушает современные представления о МОРАЛИ…

В общем, здесь можно пошалить, но следует строго следить, чтобы не переборщить, ибо так можно и целевую аудиторию распугать, и еще под законодательные ограничения попасть.

И одним из таких нюансов гаремного бытия является возраст наложниц. То, что показывают во всяких «Великолепных веках», это, по тогдашним меркам и не гарем вовсе, а какой-то дом престарелых, по которому расхаживают какие-то не первой свежести тётки с раздутым самомнением.

На самом деле реальные наложницы были намного, НАМНОГО моложе, а уж потенциальные и подавно.

Ошибочно считать, что гарем – это коллекция наложниц, которых пользует султан. Это европейцы с характерной для них склонностью к рационализму склонны смотреть на заведение с кучей красивых девиц в таком духе.

Реально это было что-то вроде статусной конфетницы, само обладание которой говорит о том, что «пацан пришел к успеху» (или унаследовал успех).

Пользоваться же гаремом можно было именно как вазой с конфетами: запустил туда руку, нащупал, что понравилось, а остальное пусть себе лежит. Главное, чтобы выбирать было из чего.

Гаремы знатных людей в значительной степени комплектовались девушками, которые потенциальному потребителю, может, и не нужны были вовсе.

Обычно по невольничьим рынкам сновали люди, выбирая самых красивых девушек, которых можно было перепродать в чей-либо гарем или же преподнести в дар.

Такой подарок считался хорошим, а нравится девушка вельможе или султану – дело десятое. По этой причине значительная часть потенциальных наложниц так и не становилась реальными.

Однако попасть в гарем (тем более в султанский) – это только начало. Это примерно то же самое, что записаться в спортивную секцию, нахождение в которой еще не делает человека настоящим спортсменом.

Так и девушкам, попавшим в гарем, предстояло еще очень многое освоить, прежде чем они могли рассчитывать на то, что хозяин обратит на них внимание.

Чем больше был гарем – тем больше в нем было таких «подарков» или случайных приобретений. И тем меньше были шансы обратить на себя внимание. Соответственно, тем выше была конкуренция между живущими в гареме девушками и женщинами.

Вначале мечтать вообще было особо не о чем, поскольку нужно было хотя бы с обстановкой и реалиями самого гарема и его внутренней политикой освоиться.

Шансы же на это были очень невелики, поскольку вновь прибывшие были очень молоды. В среднем их возраст на момент попадания в гарем составлял 12–13 лет.

Ничего такого в этом не было. Даже в Европе выйти замуж в этом возрасте было в порядке вещей, и на Руси – тоже. Кто не верит, пусть вспомнит пушкинские строки из «Евгения Онегина»:

«Да как же ты венчалась, няня?»

— Так, видно, бог велел. Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.»

Между тем, это Россия, это северные широты, где люди взрослеют несколько медленнее. На юге же 12 лет воспринимались едва ли ни как зрелость.

В исламских странах вообще все было просто: появилась борода – значит, уже мужчина, начались месячные – значит, уже женщина. И такой подход сформировался еще в доисламские времена. Самой младшей из жен пророка Мухаммеда так и вовсе и 10 лет не было.

Правда, здесь нужно сделать одну оговорку или даже две: путешественники не раз отмечали, что, по крайней мере, арабские девушки на удивление рано созревают. Это, во-первых.

А во-вторых, на Ближнем Востоке была традиция брать себе жену «на вырост». В течение первых нескольких лет она жила в доме мужа (или его родителей) под присмотром свекра и свекрови и только потом становилась полноценной женой.

Примерно так же было и в гаремах. Во многом детский возраст объяснялся тем, что девочке нужно было обучиться множеству премудростей, начиная от хороших манер, и заканчивая танцами, умением правильно приготовить и подать кофе и т. д. и т. п.

Разумеется, большая часть султанш в гарем не рвалась, ибо наивно ждать этого от девочек, которым впору в куклы играть. Но известно, что Айше Хафсы и Махидевран, если и не мечтали о такой участи, то и особо не противились. При том, что первая была дочерью крымского хана, а вторая принадлежала к черкесской аристократии, хотя это и спорно.

Распиаренная же до пределов возможного Роксолана, сумевшая подмять под себя чуть ли ни всю империю, не говоря уже о гареме, своей пробивной силой обязана, вероятно, не только железобетонному характеру, но и возрасту.

В гарем она попала в уже солидном возрасте – в 16 лет. Иными словами, среди «новобраниц» она была равной только по статусу, но не по возрасту. Так что не стоит удивляться тому, что она довольно быстро смогла подмять под себя малолеток.

В ее пользу сыграло и то, что растягивать обучение на годы времени не было, поэтому Роксолана прошла ускоренное обучение всему необходимому. Можно предположить, что статусные наложницы не учли это обстоятельство, смотря на нее так же, как на 12-летних и ожидая от Роксоланы детской наивности и пугливости. Увы, ошибка вышла.

Другая Султанша – Нурбану – происходившая из Сицилии попала в гарем в 12 лет, а Сафие была старше нее только на год-два.

Довольно зрелой была Кёсем, очутившаяся в гареме лет в 13, самое большее – в 14-ть. Девчонка оказалась сметливой и поняла, что в тюрьме, пусть даже в роскошной, за неимением пути на свободу есть только путь наверх, куда она в итоге и забралась.

Ее достойной ученицей стала невестка Турхан и, как считают некоторые исследователи периода «женского султаната», она оказалась даже более хитрой и расчётливой, нежели Кёсем.

Правда, именно она стала последней представительницей этого периода. В каком возрасте Турхан попала в гарем точно неизвестно, но ей было никак не больше 14 лет, а скорее 12–13.

Самой же молодой (из тех, о ком сохранились какие-то мало-мальски внятные данные) была Хандан султан (изначально Елена), очутившаяся в гареме в 8-летнем возрасте. Тот самый случай, когда игрушку подарили будущему султану (Мехмеду III) «на вырост».

Причем, это сделал не какой-то «мужской шовинист», а другая женщина – Гевхерхан султан. Утешает одно: в этом возрасте девочку лишь обучали этикету и полезным в ее деле навыкам. Она оказалась сообразительной и смогла выжить в том гадюшнике, который вскоре образовался вокруг султана.

Свекровь Хандан (Сафие султан) хотя и не пылала любовью к невестке, использовала ее в своих интригах. Соперницей Хандан была привезенная откуда-то из Абхазии красавица Халиме (в гарем попала в 12 или 13 лет).

Сафие невзлюбила Халиме и использовала Хандан, чтобы лишить Халиме влияния. Считается, что Сафие и Хандан заключили союз, чтобы устранить наследника престола, который был рожден Халиме.

Судя по тому, что спустя непродолжительное время наследником становится сын Хандан-султан, можно сделать вывод, что затея удалась, а та, кто некогда была маленькой девочкой, стала настоящей ушлой интриганкой без страха, упрека и жалости. Вот что значит воспитывать султаншу с малых лет! источник

Автор: admin

16 Ноя 2021 в 11:21

Рубрика: интересные факты

Метки: