4 преступления, раскрытых признаниями на смертном одре
Всё как в детективе, только по-настоящему
Признание на смертном одре — типичное клише, которое сценаристы с удовольствием используют даже в высокобюджетных шоу. Но, как показывает криминальная история, невероятные предсмертные признания случаются в реальной жизни. Причем чаще, чем мы думаем.
Убийство на улице Альварадо
Необычно холодным для Лос-Анджелеса вечером 1 февраля 1922 года в доме голливудского режиссера Уильяма Десмонда Тейлора горел свет. Тейлор пребывал в превосходном расположении духа: он пил джин с апельсиновым соком в компании стройной кареглазой брюнетки, актрисы немого кино Мейбл Норманд. Парочка оживленно болтала и то и дело хихикала.
Как только сумерки стали сгущаться, гостья засобиралась домой. Тейлор проводил ее до машины, оставив дверь бунгало незапертой. Когда машина стала отъезжать, режиссер и его недавняя гостья помахали друг другу рукой на прощание.
На следующее утро соседи режиссера проснулись от истошных воплей повара Генри Пиви: «Мистер Тейлор мертв! Мистер Тейлор мертв!» Пиви, имевший привычку приезжать рано утром, чтобы приготовить завтрак, обнаружил тело Тейлора на полу гостиной с дыркой от пули в спине.
Полиция Лос-Анджелеса сбилась с ног, разыскивая убийцу голливудской знаменитости. Список подозреваемых был довольно обширным, но у каждого находилось алиби. В том числе у жены режиссера, которую он бросил во время золотой лихорадки, не оставив даже прощальной записки. Никаких существенных улик, указывающих на личность убийцы, не нашли.
Дело остается нераскрытым по сей день. Однако в 1996 году оно неожиданно получило развитие, достойное рассказа Конана Дойла. Биограф Тейлора получил электронное письмо от некого Рэя Лонга. Тот утверждал, что в детстве жил по соседству с одинокой женщиной, которая любила уединение и выбиралась из дома, только чтобы купить в лавке свежего хлеба и яиц и тут же вернуться обратно. Эта женщина, Пэт Льюис, была подругой его матери.
Так вот, в 1964 году у нее случился сердечный приступ. Священник, который должен был ее исповедать, задерживался из-за сильнейшего ливня, и она исповедалась перед присутствующими. Женщина призналась, что когда-то была актрисой немого кино Маргарет Гибсон и застрелила человека по имени Уильям Десмонд Тейлор.
В 1922 году Маргарет было 28 лет и у нее были большие проблемы с законом из-за пристрастия к опиуму (международная конвенция только-только официально признала вред опиумных препаратов). Ссора с режиссером вспыхнула как раз на этой почве.
Всё, что Пэт Льюис рассказала о ночи убийства, подтверждали записи из полицейского архива. Например, соседка Тейлора видела, как в ночь убийства человек в мужском пальто выходил из бунгало Тейлора, что он двигался очень плавно, мягко, и, возможно, был женщиной, переодетой в мужчину.
Увы, все вещественные доказательства исчезли еще в 1940 году и подтверждений причастности Гибсон к этому делу, за исключением ее собственного признания, найти не удалось.
Двойное убийство в кондитерской
Томми нетерпеливо потянул мать за руку. Она обещала купить ему мороженое с шоколадной крошкой, если он не будет капризничать. Томми выполнил условие: весь день он вел себя, как образцовый американский ребенок с рекламного плаката, и вечером мама согласилась заглянуть в кондитерскую High’s Ice Cream, что на соседней улице. За прилавком никого не оказалось. Пока мать возилась в сумочке, проворный мальчишка подошел к прилавку вплотную и вдруг громко закричал: на полу лежали две женщины. Продавщицы, 19-летняя Констанс Хевенер и 20-летняя Кэролайн Перри, были убиты на рабочем месте.
Новость о случившемся быстро разлетелась по всему Стэнтону. Жители городка пришли в жуткое волнение: кому могли насолить продавщицы мороженого? Девушек застрелили из пистолета 25-го калибра, но касса осталась нетронутой. Ни орудие убийства, ни какие-либо улики полиции найти не удалось. Убийца словно испарился: в тот вечер никто не заметил на улице ничего подозрительного.
Лишь в 2008 году, спустя 41 год после описываемых событий, странное дело было раскрыто: 60-летняя Шаррон Смит незадолго до своей смерти от неизлечимой болезни призналась в непредумышленном двойном убийстве.
Она заявила, что работала в той же кондитерской и ей часто приходилось выслушивать насмешки и издевательства от напарниц. В тот вечер она пришла на работу сообщить, что не сможет встать за прилавок на следующий день. Началась перепалка. Шаррон в ярости достала пистолет, который всегда носила в сумочке, если выходила из дома вечером, и выстрелила два раза.
Когда полицейские спросили ее, куда она дела пистолет, Шаррон ответила, что орудие убийства ей помог спрятать знакомый детектив: «Он сказал, что теперь носить с собой пистолет опасно, и забрал его у меня». Тот самый детектив, впрочем, смог уйти от ответственности. Старик отдал богу душу за несколько лет до признания Смит, оставив орудие убийства на хранение своей ни о чем не подозревавшей вдове.
Ирония правосудия
В 2009 году у заключенного тюрьмы штата Теннесси Джеймса Вашингтона, отбывавшего 15-летний срок за попытку убийства, случился сердечный приступ. В больнице он попросил позвать тюремного охранника и слабеющим голосом произнес: «Мне есть, что сказать тебе. Я должен очистить совесть, а ты должен это услышать». После чего сообщил, что 17 лет назад убил женщину по имени Джойс Гуденер, завернул ее в старый ковер и оставил в заброшенном доме.
По законам жанра, на этом история должна закончиться. Но у нее есть любопытное продолжение. Дело в том, что после признания Вашингтон неожиданно пошел на поправку и полностью восстановился.
Когда суд Нэшвилла привлек его к ответственности за убийство Джойс Гуденер, Вашингтон вдруг дал заднюю и объявил, что его признание — не больше чем предсмертные галлюцинации. Но судья был непреклонен: подробности, рассказанные преступником, полностью совпадали с деталями старого дела. В результате Вашингтон получил еще 51 год к своему сроку. Зато теперь его совесть была чиста.
Дело Йоркширского Потрошителя
Ненастным ноябрьским вечером 1975 года в полицейский участок города Престона поступил звонок: в заброшенном гараже на Бервик-роуд нашли тело женщины. Ей оказалась 26-летняя проститутка Джоан Харрисон. На груди женщины был обнаружен след укуса, также с тела пропало несколько ювелирных изделий, в том числе два золотых кольца.
Почти 16 лет полиция была уверена, что Джоан стала жертвой печально известного Йоркширского потрошителя — серийного убийцы, державшего в ужасе всю округу. В 1981 году потрошитель был пойман и сознался в 13 убийствах. Но вот загвоздка: среди жертв не было женщины с Бервик-роуд.
Кто же ее убил? Ответ пришлось ждать еще 27 лет. В 2008 году американец Кристофер Смит был арестован за вождение в нетрезвом виде. Через шесть дней после ареста нарушитель умер от неизлечимой болезни, однако судмедэкспертиза успела проверить его ДНК. И оно совпало с ДНК, найденными в заброшенном гараже далекой ноябрьской ночью! Когда в квартиру Смита явились с обыском, на его письменном столе обнаружили трехстраничное письменное признание в убийстве Харрисон, заканчивавшееся словами: «Я живу с чувством вины более 20 лет».
Остап Петров