Что в вакханалии ужасного?
Часто в художественной литературе слово «вакханалия» приводится, как описание разнузданного и аморального действа, требующего порицания и прекращения вплоть до искоренения.
Однако, литература всегда страдала преувеличениями (гипербола) для привлечения внимания читателей к какому-нибудь фрагменту сюжета.
Если обратиться к справочной информации, то там можно прочитать, что «вакханалия» — оргиастические и мистические празднества в честь бога Вакха (Диониса), шедшие с Востока через Грецию и распространившиеся сначала на юг Италии, а потом по всей Италии.
Оргия – пиршество, которое сопровождается безудержным разгулом и распутством.
И все это приходится на период великих завоеваний Римской республики.
Согласно описанию, первоначально вакханалии проводились под покровом ночи, их посещали только женщины, которые собирались в роще Симилии возле Адвентинского холма (один из семи холмов вокруг Рима, можно сказать пригород столицы) 16-го и 17-го марта (там уже тепло в это время, получается, что это весенний праздник, вроде наших майских). Позже на праздник стали приходить и мужчины.
Итак, бог Вакх (Дионис) отличался красотой, символизировал веселье, собственно праздник и употребление вина. Пока вроде бы ничего страшного.
А почему вначале собирались только женщины? Потому что на пирах их не пускали за стол, а употреблять вино им было строго запрещено.
Вот и ответ. Дамы того времени собирались, чтобы «потихоньку» повеселиться, свободно потанцевать и попить вина, прославляя бога Диониса.
Постепенно нормы поведения мифических персонажей завоевывали себе место среди обычных почитателей Вакха. Дело в том, что по легенде, с самой молодости Вакха сопровождали менады – безумные нимфы, составлявшие его свиту.
Здесь, видимо в присутствии Вакха, менады ведут себя довольно прилично, хотя, по одним преданиям, они еще и охотились, пили кровь убитых животных и одевались в их шкуры (прямо амазонки какие-то).
По другим преданиям, менады предавались безграничному веселью, как говорится, «шли в полный отрыв», что мне кажется более правдоподобным.
Конечно, при достаточном подпитии всякое бывает, женская натура вырвется на свободу или мужчины перейдут на выяснение отношений, так это до сих пор бывает сплошь и рядом.
Но почему же Римский сенат объявил этот праздник сугубо порочным, развратным и его участникам грозили суровые наказания, вплоть до высшей меры?
Видимо потому, что борьба за власть в Римской республике была очень острой, а чтобы «нейтрализовать» оппонентов нужно было как можно больше поводов. Вот в 186 году до н. э. Римский сенат и издал постановление по противодействию тайным и подозрительным мистическим сборищам любого толка, относящийся не только к участникам вакханалий, но позже и к христианам.
Чтобы участие в вакханалии было более предосудительным, и распространялась информация о безгранично аморальном поведении участников, описывались ужасные примеры их поведения, а многократное повторение и оставило след в исторических документах, создав образ безобразного и постыдного действа.
У меня всегда возникал вопрос:
А римские воины, захватив очередной город, просто ходили по улицам в парадной форме и учтиво раскланивались с горожанами и особенно с горожанками?
Согласно историческим документам, это происходило совсем по-другому, да так, что вакханалия выглядела невинным утренником в детском саду.
Кроме того, есть в документах множество упоминаний, что высокопоставленные римляне устраивали оргии на очень высоком уровне.
Я думаю, что исторически сложившийся смысл слова «вакханалия» (а ведь есть еще и греческий праздник «диониссия» с 25х-го марта по 1-е апреля) и содержание обычного весеннего праздника в честь бога Вакха (Диониса) нужно разделить.
Тем более, что, по всей видимости, происходящее на нем было не ужаснее обычной студенческой вечеринки нашего времени. источник